Олег Валецкий (prom1) wrote,
Олег Валецкий
prom1

Categories:

Русский корпус. Свидетельства

Русский Корпус. Свидетельства - премьера документального фильма



16–17 декабря ушедшего года в Петербурге состоялось по-истине уникальное событие - широкой публике был представлен документальный шестисерийный фильм "Русский Корпус. Свидетельства", посвящённый героическим русским воинам, почти пол-века сражавшимся с за величие нашего Отчества и нашего Народа в составе Русского Корпуса и других анти-большевистских боевых формирований. Данный фильм является первой полноценной попыткой восстановить справедливость в отношении воинов Белой России, чья светлая память последние пол-века подвергалась лишь лжи и поруганию.

По мнению авторов фильма - братьев Ордовских-Танаевских, приоритетной задачей возрождения России остаётся постоянная работа по восстановлению национальной исторической памяти и преодолению советских мифов в народном сознании. Решение настоящей задачи невозможно без популяризации и широкого освещения трагической истории сопротивления большевизму после Октябрьского переворота 1917 года в составе Белой Армии и конечно же во время Второй Мировой Войны.

Документальный фильм-исследование "Русский Корпус. Свидетельства", состоящий из шести серий по 50 минут, подробно воспроизводит историю белой русской эмиграции на территории Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (после 1929 г. - Королевство Югославия) с момента ее возникновения (1920-21 гг.) до момента исчезновения (1948 г.).

Среди участников съемок 13 бывших членов Русского Корпуса и свидетелей событий, в том числе - внук Председателя Государственной Думы России последнего созыва М.В. Родзянко и внучка Начальника Штаба Ставки Верховного главнокомандующего России генерала от инфантерии М.В. Алексеева.

Видеоряд фильма включает в себя уникальную кинохронику и более 450 фотографий из личных архивов участников съемок, которые еще никогда не демонстрировались на экране.

Автор сценария и режиссёр фильма Михаил Ордовский-Танаевский, при участии Алексея Тимофеева (Сербия), автора книги "Русский фактор. Вторая мировая война в Югославии. 1941 - 1945". Научные консультанты проекта: доктор исторических наук, профессор Мирослав Йованович (Сербия); доктор исторических наук Алексей Тимофеев (Сербия); докторант СПб Института истории РАН Кирилл Александров (Россия). Монтаж фильма и звуковое оформление Антона Семенова. Композитор Павел Завьялов.

Два двоюродных брата Ордовских-Танаевских родились в семье белых эмигрантов в столице Венесуэлы - Каракасе. Сюжет фильма строится на поисках свидетелей жизни их отцов, которые в 1941-1945 гг. воевали в составе Русского Корпуса в Югославии против коммунистических партизан Тито. Контрапунктом к основным поискам проходит линия жизни семьи третьего брата, Михаила, также участвующего в розысках. Но он родился и вырос в СССР, в свое время состоял в комсомоле, а его отец был членом КПСС.

"В какой-то момент потрясенный зритель если не понимал умом, то чувствовал интуитивно: Вот они, проигравшие и побежденные, они — русские. Безусловно. А мы тогда — кто? Я — кто?" - так начинается первая рецензия на документальный фильм "Русский Корпус. Свидетельства", приводимая ниже:

"Великолепный фильм Михаила Ордовского-Танаевского. Главное культурное событие 2013 года. Ничего подобного о русской эмиграции до сих пор снято не было.

Причем об эмиграции настоящей — без соблазнительного примиренчества и сусальной тоски по московским куполам. На экране мы увидели эмигрантов, для которых первенствующее значение имела не абстрактная русская земля, а вполне конкретная трагедия на ней происходившая. Готовых бороться не за землю, а за дух.

Два вечера по три часа. Пролетели незаметно. Странное дело. Здесь необходимо отметить величественную музыку композитора Павла Завьялова и очень трудоемкий по сложности монтаж Антон Семенова.

В фильме мало хроникальных кадров, заметное — но не сверхбольшое — количество фотографий. Но это все теряется и быстро уходит на задний план. Самое главное в фильме — живые свидетели. Они рассказывают. И даже не сами рассказы по содержанию, но их искренность, тональность и образность (!) ошеломляют и ставят перед зрителем проблемы, весьма далекие от главной темы. Большего эффекта режиссер добиться не мог.

Три четверти съемочного времени — устная история. Во время тяжелого просмотра порой приходила в голову неприятная мысль о том, что зрители вот-вот устанут от рассказов и разговоров на экране. Перестанут воспринимать. Любой собеседник утомляет. А здесь собеседников оказалось более десятка. Однако почти сто человек смотрели шестичасовой фильм в гробовом молчании. Самым младшим зрителям было 15 и 16 лет. Самым старшим — здорово за 80. Превалировали, вероятно, мужчины и женщины в возрасте 30–50 лет. Отдельно держалась наша молодежь из «Белого дела».

Вместе с тем фильм Михаила Львовича — совершенно не пропагандистский. Ни на грамм. Кстати, в самом слове «пропаганда» нет ничего дурного. Пропаганда — это лишь формирование образа в массовом сознании, а вот уже сам образ — может быть лживым или подлинным. Но вместе с тем пропаганда всегда липуча, навязчива и приставуча.

В фильме о Русском корпусе исключена навязчивость. Спустя 70 лет после окончания самой страшной войны ты смотришь на русских людей, совершенно сознательно взявших в руки оружие для борьбы против советской власти. В любую секунду можно встать и уйти. Почти невероятно, но: не встается. Не уходится. При обсуждении зрители говорили о впечатлениях: хочется смотреть и слушать еще и еще. Дальше. Чем больше слушаешь, тем больше хочется. Конечно, отчасти в такой реакции сработал психологический эффект — большинство зрителей понятия не имели о такой войне. Они ничего о ней не знали. Поэтому фильм оказался откровением.

Некоторые корпусники в своих интервью утверждали, что корпусная эпопея стала продолжением Белого движения. И в контексте всего фильма это спорное для многих утверждение становилось настолько очевидным, что уже не требовало никаких историософских доказательств.

Однако на взгляд автора этих строк витало в зале еще нечто, что усиливало впечатление до изумления. Корпусники и другие эмигранты, которых снял Ордовский, категорически отличались от людей советских, проживших всю жизнь в СССР, тем более — от людей постсоветских. Это видели все.

Сказать в чем именно отличались — почти невозможно. Разница неуловима и невербальна. В них не было духовной бедности и примитивизма, страха, лицемерия, желания угодить режиссеру или собеседникам. Они не говорили штампами. Не изображали из себя контрреволюционеров, белогвардейцев, чинов РОВС или членов НТС. Они ни в кого не играли. Не приписывали себе чужих заслуг. Они могли проиграть войну, но не могли проиграть сами себя. Они могли казаться кому-то уставшими — но никак не выглядели сломленными. В них была и ощущалась цельность прожитой жизни, в которой они не врали ни себе, ни другим.

Никто из участников фильма ни разу не заявил о своей религиозности, но она не вызывала сомнений. И вера их оказывалась какой-то другой. Их религиозные чувства никто не может оскорбить — настолько они подлинны и не нуждаются в мнимых или настоящих хулителях, чтобы себя явить.

Глубина рефлексии производила сильное впечатление. И в какой-то момент потрясенный зритель если не понимал умом, то чувствовал интуитивно: «Вот они, проигравшие и побежденные, они — русские. Безусловно. А мы тогда — кто? Я — кто?» И хотелось — не только режиссеру — быть с побежденными. Так как последнее слово еще не сказано.

И разве не знаем мы, чем еще может обернуться великое поражение? Один из зрителей потом сказал: «Еще года три-четыре назад я бы заявил, что все эти люди — фашисты и жалкие изменники, предатели. А сейчас… Ну, у меня даже какая-то жалость к ним появилась». А разве нас, сегодняшних, не стоит жалеть больше?

Конечно, фильм Михаила Ордовского-Танаевского не покажут по центральным каналам. В нем нет лжи и слишком много вопросов для размышлений. Они горьки и суровы для любителей восторженных побед и ликований. Но главный вопрос по существу один.

В конце своего интервью его задал корпусник Юрий Ольховский.

А победитель кто?.."

P. S. Терпеливые читатели, дочитавшие текст до конца, будут вознаграждены важным известием - по словам режиссёра и постановщика фильма Михаила Ордовского-Танаевского, в Москве общественный просмотр состоится в Доме Русского зарубежья весной 2014 года. Возможно, что еще до этого показа фильм будет опубликован на специальном сайте, который создается в настоящее время. Побывавшие на премьере показа в Петербурге могут поделиться своими впечатлениями, мы же будем держать читателей в курсе о планирующихся показах.

О Русском Корпусе читайте следующие материалы:

Русский корпус на Балканах: русско-немецкое братство в борьбе за Белую Европу - https://vk.com/wall-39340950_51022

День Русского Легиона - https://vk.com/wall-39340950_39697

22 июня 1941 - Почему мы с немцами? - https://vk.com/wall-39340950_33215

Сергей Владимирович Болдырев - ветеран Русского Корпуса - https://vk.com/wall-39340950_29386

Черепов Александр Николаевич - ветеран Русского Корпуса - https://vk.com/wall-39340950_29244

Анатолий Иванович Рогожин - ветеран Русского Корпуса - https://vk.com/wall-39340950_26066
Tags: Вторая Мировая война, Германия, Русская белоэмиграция в Югославии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments