Олег Валецкий (prom1) wrote,
Олег Валецкий
prom1

Category:

О Косовской битве 1389 года

В 1389 году сербское войско князя Лазаря вышло на Косово поле против куда более многочисленного войска султана Мурата. Фактически все то сербское войско состояло из добровольцев, знавших, что больших шансов на победу они не имеют. Многие сербские князья, а за ними и многие из народа отказались помочь князю Лазарю. Несмотря на храбрость сербского войска, в первую очередь витязя Милоша Обилича, пробившегося до шатра султана Мурата и убившего его, сербы были разбиты, а князь Лазарь казнен.Ныне та битва описывается некоторыми историками как символ сербского разгрома, хотя после этой битвы турки, понесшие большие потери ушли на несколько десятков лет из Сербии. Между тем забывается главное значение этой битвы- идея личного самопожертвования ради высшей цели, что неразрывно связанно с самой идеей христианства.Помимо этого потери понесенные турками на Косово поле,как и смерть султана Мурата,заставили их возвратится,и тем самым свой воинский долг князь Лазарь выполнил.Князь Лазарь был достаточно талантливым полководцем и до этого разбил турок под Плочником, отбив захваченный турками в 1386 году город Ниш.
То что какой то полководец потерпит поражение в одной битве не значит его бездарности,как это многие югославские историки пытались представить в случае с князем Лазарем.Даже не касаясь духовного аспекта Косовской битвы,с чисто военной точки зрения,князь Лазарь и его войско нанеся туркам сбольшие потери,так как закономероно,что раз сербы пробились до шатра султана мурата,то турки потери понесли огромные,ибо вряд ли,согласно малоубедительной официальной версии,в разгар битвы к турецкому султану подводят неприятельского витязя,и при том не только его не обыскивают,но еще оставляют его один на один с султаном,ради каких то переговоров,когда в самом разгаре сражение.
По существу косовская битва была крестовым походом в защиту христианства. Уже тогда немало принявших ислам сербов и других бывших христиан находились в турецком войске. Турки времен косовской битвы были, по-существу, уже европейским народом, состоя из принявших ислам потомков христианских народов - греков, армян, славян. Между тем, на Косово поле оказалась лишь малая часть военноспособных сербов. Известное проклятие князя Лазаря в адрес не явившихся в поход сербов последовало, по весьма серьезным причинам. Тогда шла речь о защите не просто Сербии, но и самого христианства Последнее тесно связано с образом жизни и поступками. Те воины, что пришли с князем Лазарем на Косово поле и исполнили свой долг, подали пример всему народу в борьбе за свободу. Ошибка считать, что князь Лазарь поступил безответственно, отказавшись от царства земного взамен царства небесного, чем обрек сербов на поражение. Ко времени Косовской битвы князь Лазарь не решал уже судьбу всего сербского народа, в большинстве своем жившего вне земель его княжества, и уже тогда в отдельных княжествах покоренному турками. Выбор, предложенный, согласно преданию князю Лазарю, Ангелом, посланным Богом, по-существу, относился лишь к самому князю, который мог, конечно, сохранить свою земную власть, но остановить наступление турок, возглавлявших тогда силы ислама, шедших завоевать все христианские земли, князь Лазарь был не в силах. Сербы и до Косовской битвы сражались с турками, и уже потерпели большое поражение в битве на Марице. Как раз после Косовской битвы турки оставили сербов в покое на несколько десятков лет. И не вина князя Лазаря, что мир не был использован сербскими властителями для соединения всех своих сил под одной властью. Другие христианские властители, как Балкан, так и Европы повели себя схожим образом, что привело к поражению европейских крестоносцев в битве под Варной в 1444 году.
Таким образом, Косовская битва принесла не только духовную, но и политическую пользу сербам, обеспечив долгий мир, в котором выросло новое поколение и, пожелай сербские и прочие христианские властители, победы, турки, пораженные в 1402 году войсками Тамерлана в битве под Ангорой, были бы сметены с лица земли. Однако этого не последовало и враг, который должен был быть уничтожен военным путем, вскоре окреп и разорил с огромной жестокостью сербские земли.
Косовская битва, таким образом, была не только «небесной»,но и земной победой. Даже не касаясь исторической точности ее хода, сама смерть султана показывает, что в той битве турки понесли большие потери и, естественно (а вовсе не неожиданно, как твердит официальная история), повернули назад.
Подвиг всегда должен вызывать уважение. Вызывали же уважение и почет, греческие воины спартанского царя Леонида, задержавшие персидские войска и погибшие в Фермопилах.
К тому же и сами греческие земли в Эпире находились под властью сербской знати со времен Душана Сильного, первого и последнего царя сербов и греков, и с самого своего вступления в Европу, турки столкнулись с ожесточенным сербским сопротивлением. Показательно, что остальные народы Балкан, в том числе православные валахи и болгары, столь важной роли в защите Византии не сыграли, хотя и они имели храбрых и талантливых полководцев. Войска валашского правителя Мирчи в 1395 под Ровинем разбили турецкое войско, в рядах которого были и сербские отряды. Валашский правитель Влад Цепеш даже в 15 веке наносил туркам поражения. Сербское преимущество заключалось не в превосходстве сербских полководцев, а в его религиозной сплоченности, позволявшей полководцам разных армий воевавших против турок, использовать как опору сербский народ. В силу этого, венгерские короли, австрийские императоры и венецианские дожи шли на союз с сербами даже после слома сербской государственности в середине 15 века.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments