Емайл 2062000@inbox.ru Перевод Надежда Лучич
(Из книги «Сербская руна» авторов Олега Валецкого и Браниславы Совиль, вышедшей на сербском языке в издательстве «Пешич и синови» в Белграде в 2014 году)
Книгу «Сербская Руна» Олега Валецкого и Браниславы Совиль можно приобрести по ссылке http://www.delfi.rs/knjige/60231_srpska_runa_knjiga_delfi_knjizare.html
Ныне хорошо известно, что на Балканах, с центром на территории современной Сербии, в древности существовали древние цивилизации.
Самой известной из них является культура «Винчи», обнаруженная на территории Белграда, на его дунайском берегу в селе Винча, чья древность ныне оценивается в восемь тысяч лет.
Сами раскопки были начаты еще в 1908 году тогдашним директором «Народного музея» в Белграде профессором Милоем Васичем, после того, как местные рыбаки принесли ему несколько найденных ими скульптур и предметов посуды; первые артефакты в Винче нашел пастух Пантелия Урошевич.
Милое Васич был к тому времени уже состоявшимся ученым и докторскую диссертацию защитил в университете в Вене, а в Сербии стал председателем Сербского археологического общества, основанного в 1883 году.
Фото первых раскопок, проведенных в Винче. Фото из музея Винчи
В ходе начатых Милоем Васичем раскопок было обнаружено целое поселение с домами, амбарами и большим числом сельскохозяйственных и рыболовных орудий в культурном слое на глубине в десяток метров, что доказывает большой возраст этого селения.
Памятник первооткрывателю культуры Винчи Милою Васичу в музее Винчи в Белграде. Фото автора
Васича нельзя обвинить в том, что он был «сербский неоромантик», что ныне стало уже традиционным в дискуссиях подобного типа, ибо он-то как раз считал, что нашел греческую (ионическую) колонию, и лишь более современные исследования подтвердили, что речь идет о куда более старой цивилизации. Сами раскопки Винчи Милой Васич вел с 1908 по 1934 год, и лишь в 1936 году в Белграде опубликовал труд «Праисторическая Винча», в котором пришел к выводу, что все таки Винча была более древним поселением нежели колонии греков, хотя и была знакома с металлом.
Раскопки Винчи были в дальнейшем продолжены, и еще одно поселение Винчанской культуры было найдено в самом Белграде, в районе Баницы.
Первые раскопки в районе Баницы начались в 1955 году и продолжались до 1957 года. Как пишут их участники археологи Йован Тодорович и Александрина Церманович, здесь было обнаружено до 150 предметов из керамики.
Керамика со знаками Винчанской культуры найденная археологами Алессандрином Церманович и Йованом Тодоровичем.Фото из книги «Цивилизация «облутков»» Любивоя Йовановича(“Цивилизација облутка”.Љубивој Јовановић.)
Сербский академик Милутин Гарашанин, исследовавший Винчанскую культуру, утверждал, что цивилизация Винчи делилась на фазы: Винча-А начавшийся в 4500-4450 гг. до Р.Х. и продолжавшаяся 210-240 лет; после него следовала фаза поселений Винча-Тордош 2 и Винча-Плочник 1, начавшаяся в 4260-4240 гг. до Р.Х. и длившаяся 140-160 лет, затем следовала фаза Винча-Плочник 2А (или Винца-Ц), длившаяся с 4100 г до Р.Х. в течении 150-250 лет, а затем фаза Винча-Плочник 2Б, начавшаяся в 3950-3850 гг. до Р.Х. и длившаяся 550-650 лет.
Кустос музея Винча Драган Янкович рассказывает о ходе археологических исследований Винчи.Фото автора
Раскопки древнего поселения Винчи в годы СФРЮ. Фото из музея Винчи
Однако в дальнейшем в бывшей СФРЮ было обнаружено поселение куда большей древности, нежели Винча, когда археолог Драгослав Срейович обнаружил в Сербии на берегу Дуная центр высокоразвитой культуры с элементами общественной и религиозной деятельности возраста до IX тысячелетия до Рождества Христова, получивший название Лепенский Вир ("вир" по-сербски "водоворот").
Тогда после принятого в 1960-х годах решения о строительстве Джердапской ГЭС, Королевский антропологический институт в Лондоне выделил из фонда “Руглес Гатес” средства для археологических исследований района затопления.
Снимки из фильма об истории обнаружения Лепенского Вира археологами в главе с Д.Срейовичем
Фотографии археологического участка Лепенский Вир, перенесенного в музей. Фото Желько Савича
Исследования Лепенского Вира были доверены ассистенту Философского факультета Драгославу Срейовичу.
Драголюб Срейович вместе с доктором Летицей, начав в июле 1965 года раскопки, обнаружил сначала остатки сорока жилищ с твердым полом и очагом на входе, а также многочисленные фигуры, каменные орудия и скелеты, и древность находок была тогда оценена в 8000 лет.
Артефакт из экспозиции музея Лепенский Вир
Сам же Драгослав Срейович писал в своей книге «Культуры раннего каменного века» („Културе млађег каменог доба“. Драгослав Срејовић.“Историја српског народа“. Књига прва. «Српска књижевна задруга“.Београд.1981 г.), что на основании своих археологических исследований он сделал заключение, что от Трансильвании до Метохии и Северной Македонии обнаружены следы культуры с однообразной керамической посудой, одинаковыми видами орудий и оружия, как и одинаковыми предметами культа. Срейович предполагал возможным не только единство культуры, но и этническое единство населения на данных просторах.
Другая группа археологов во главе с Бориславом Йовановичем работала в районе Падины под Лепенским Виром, и после анализа ее находок в Радиоуглеродной лаборатории Британского музея в Лондоне было утверждено, что найденные скелеты кроманьонцев имели возраст шесть тысяч лет до Р.Х.
Сырболюб Живанович, доктор антропологии и научный сотрудник Королевского антропологического института в Лондоне, писал в своем докладе, прочитанном на прошедшей в Белграде с 21 по 23 сентября 2012 года научной конференции «У источника культуры и науки», что найденные скелеты кроманьонцев в ходе раскопок, проводимых в 60-70-ых годах в Падине недалеко от Лепенского Вира под руководством Борислава Йовановича, вызвали в тогдашнем научном мире сенсацию, ибо до этой находки считалось, что кроманьонцы жили лишь на западе Европы.
В 1970-71 годах были также проведены исследования новых участков Хайдучкой Воденицы, Икоана, Кладовска Скела, Власца и Велесницы, и всего с 1965 года было обследовано шестнадцать участков, также были проведены раскопки с румынской стороны берега Дуная. В ходе исследований были найдены артефакты возраста до 8000 лет до Р.Х (Протолепенский Вир).
Белградский архитектор Предраг Ристич посвятил много времени исследованию Лепенского вира, в частности, исследуя архитектурные принципы строительства домов, отмечая, что дома строились с крыши и имели форму как шестая часть круга.
Реконструкция возможной конструкции дома поселка Лепенского Вира. Фото автора
Предраг Ристич был достаточно известным сербским архитектором, проектировавшим большое число зданий, как в Югославии, так и заграницей, в том числе большое число церквей. Занявшись исследованием Лепеньского Вира, он в 1973 году опубликовал работу «Реконструкция Лепеньского вира (Лепенски вир-реконструкција)»
Хотя данный труд Ристич защитил как докторскую диссертацию в Австрии на университете Граца, в самой Югославии он долгое время был неизвестен. Причин тому было несколько, но одна из них заключалась в конфликте Ристича с археологом Драгославом Срейовичем, официально и открывшем Лепеньский Вир.
В данном случае нет смысла становиться однозначно на сторону либо Ристича, либо Срейовича, и отрицать знания и опыт что одного, а что другого. Как профессиональный архитектор, Ристич обнаружил значительное число логических несоответствий в гипотезе Срейовича, относившейся к конструкции домов в Лепеньском Вире, согласно которой она была трапециевидной, тогда как Ристич считал, что эта конструкция была конусовидной.
Ристич успешно реконструировал такую конструкцию дома-шатра Лепеньского Вира в Студенческом центре в Белграде в 1973 году.
Вместе с тем более вероятной все таки выглядит гипотеза Срейовича о предназначении обработанного камня с углублением, находившегося в центре этих домов, согласно которой это был жертвенник, нежели гипотеза Ристича о том, что это якобы была опора для несущего шеста в конструкции шатра, называемая им «упретник». Совершено неясно для чего под шест несущей конструкции надо было подкладывать такой «упретник», когда сама практика свидетельствует, что такой шест куда надежнее закрепляется в самом грунте.
При этом в поселениях Власац и Падина подобных конструкций не было обнаружено, хотя, по мнению Предрага Ристича, эти поселения так же принадлежали к цивилизации Лепеньского Вира, и сам Ристич пишет, что эти дома вообще не имели несущих конструкций.
Сама гипотеза Ристича о том, что данные шатры предназначались для обитания людей, не слишком убедительна, ибо сами эти шатры имели конструкцию малоподходящую для жизни людей в ней, и сама их конструкция, не предусматривавшая какого то вида, условно говоря, прихожей, не могла сохранить тепло.
Вход, открытый со стороны реки, как и то, что шатры находились на берегу реки, который должен был находиться под угрозой, как нападений чужаков, так и разливов реки, были прямым свидетельством, что подобные шатры предназначались для каких то иных целей.
Ведь традиционно люди селились на некотором удалении от берега реки, на возвышенностях, где могли легче избежать нападений врагов, как и разливов рек.
Так же сам Ристич одновременно так же своему «упретнику» придавал отчасти религиозное значение, считая, что на него опиралась так называемая им «Небесная соха», в ходе подготовки ритуальной трапезы в которой по нему участвовали как живые, так и мертвые.
В конце концов, сам Ристич и писал в своей работе о храмах зороастрийцев, в базиликах которых горел огонь, и потому странно не допускать того, что шатры в Лепенском Вире устанавливались с единственной целью - защитить священные огни.
Вместе с тем, в данном случае Ристич исходил из идеалистического восприятия древнего человека, считая, что он был «ребенком Бога» и не имел «ни традиций, ни культуры», что, собственно говоря, было совершено вольным предположением Ристича, не имевшее никаких тому подтверждений.
То, что на камнях, находившихся в центре шатра, не было обнаружено следов огня, что для Ристича было ключевым аргументов против гипотезы Срейовича о том, что эти камни были жертвенники, легко объяснялось тем, что данное поселение было временного характера, и костры в жертвенниках разжигались во время религиозных церемоний, после чего чистились. К тому же то, что очевидно, что фундаменты домов затоплялись разливавшимся Дунаем, никак не способствовало сохранению следов огня на небольших каменных жертвенниках.
Ведь было очевидно, особенно стоя на ныне затопленном берегу Дуная, где был найден Лепеньский Вир, что открытые входы в шатры, в центре которых совершено нелогично находились вышеупомянутые камни, были обращены на верх Трескавца-горы на другом берегу Дуная.
Если провести расчет лунного календаря, то вполне может оказаться, что с этого направления мог появляться полный месяц, который веками традиционно ассоциировался с апогеем магических сил и потому при появлении месяца и могли зажигаться костры, сопровождавшие церемонию жертвоприношений, когда жертвы бросались в Дунай.
При этом в Сербии, в районе Иваницы, под селом Лютовница у Горнего Милановца в Сербии, был найден лунный календарь, как раз, принадлежавший Винчанской культуре.
Достаточно странно считать, что жители поселений цивилизации Лепеньского Вира и Винчи не имели своей религии, хотя в современной научной литературе этот вопрос редко обсуждается.
Предраг Ристич вместе с тем подметил существование трех водоворотов в воде Лепеньского Вира, и такие места традиционно рассматривались в мифологии различных народов, как место обитания различных духов, однако сам Ристич, выступая в данном случае с позиций «здравого смысла», лишь иронизировал над идеями о том, что такие водовороты могут быть связанны с чем-то оккультным, считая, что это может быть приемлемо лишь в рассказах Эдгара По. При том, руководствуясь точкой зрения ученого 20го века, сам Ристич, однако, не пытался проанализировать даже столь очевидную вещь как на психику древнего человека, склонного, согласно доводам современной науки, к «обожествлению» природных явлений, могло повлиять существование трех столь мощных водоворотов рядом с его поселением.
При этом сам Ристич был сторонником возрождения обычаев Лепеньского Вира, то есть его духа, предлагая планы «реконструкции этого поселения, как своего рода духовного центра, хотя о характере этого духа ничего известно не было.
Впрочем, не один Ристич в Сербии исследовал вопросы архитектуры Лепеньского Вира.
Так, и монах Галактион (в миру Бранко Арсенович) также посвятил много внимания архитектуре домов Лепенского Вира, написав книгу с детальным изложением археологии Лепенского Вира, в контексте древней сербской культуры, религии, письменности, домостроительства.
По мнению Йовановича, культура Лепенского Вира представляла собою, вместе с иными обнаруженными населенными пунктами, найденными в предгорьях Карпат, в Молдавии, в Добрудже, в Словакии, в Моравии, в Австрии, в Хорватии, в Сербии, как и на адриатических, эгейских, ионских и всех сербских просторах, остатки великой культуры, возникшей вдоль Дуная, и чьи населенные пункты были затоплены после таяния ледников и возникновения Паннонского моря.
Всего было определено, что цивилизация Лепенского Вира существовала в период с 7000 по 5500 г. до Р.Х., с тем, что были найдены и более ранние артефакты периода Протолепенского Вира с 8500-по 7500 г. до Р.Х.
Затопление Джердапа в 1972 году остановило исследования, и согласно мнению Живановича, сам музей Лепенский Вир ныне никакой научной ценности не имеет.
В то же время, в 1978 году, были возобновлены раскопки Винчи, и в них до 1983 года приняли участие археологи Никола Тасич, Йован Тодорович, Гордана Марьянович-Вуйович, Драгослав Срейович, Милутин Гарашанин и Борислав Йованович.
Большой удар по археологическим изысканиям было нанесено строительством Радиологического института в Винче. В своих мемуарах Павел Савич, тогдашний председатель САНУ, писал, что был против строительства института радиологии в Винче, но благодаря личному вмешательству Иосипа Броза Тито, институт как раз здесь и был построен.
Помимо культуры Лепенского Вира, в Сербии была найдена другая древняя культура - Старчевская, названная так по имени поселка Старчево под Панчево, находящегося в Воеводине. Ее обнаружил, и первый исследовал археолог Миодраг Гырбич в 1939 году, и в 50-ых годах раскопки продолжили археологи Милутин Гарашанин и Драга Гарашанин. Так как поселения и артефакты этой культуры были найдены также в Венгрии и Румынии, то эту культуру также называют культурой Старчево – Криш – Кереша. Поселения Старчевской культуры - Лазарев град, Конопляра, Орницы, Браник, согласно прочитанному на научной конференции «У источника культуры и науки» докладу Душана Рашковича и Горданы Чадженович из музея Крушевца, находятся в Крушевской долине вдоль реки Западная Морава.
Старчевская культура, также как и культура Лепенского вира, считается кочевнической культурой, возраста 6500-5300 до Р.Х.
Вместе с тем сами суждения о ее характере, возрасте и вообще того, что она является отдельной культурой - достаточно относительны. Вполне возможно, что и Старчево, и Лепенский Вир были вместе с Винчей частью единой культуры, ибо во всех цивилизациях традиционно существование населенных пунктов различного предназначения и тем самым различной архитектуры. Так, Драгослав Срейович считал, что Старчево и Лепенский Вир принадлежали к единственной культуре. Сам уровень развития Старчевской цивилизации до конца не определен. Археолог Борислав Йованович обнаружил рудник меди Рудна глава, принадлежавшей к Старчевской цивилизации, что не типично для цивилизации кочевников.
В Винче, где после возобновления раскопок в 1978 году они в 2011 году были в очередной раз законсервированы, площадь раскопок превышала 15 гектар на глубине от 0,5 до 10,5 метров, из этих 15 гектаров исследовано было всего 400 квадратных метров. Все же было определено, что расцвет данной культуры пришелся на период с 5300 г. по 4200 г. до Р.Х.
В ходе раскопок в Бело бырдо под Петровцем-на-Млаве, осуществлявшихся под руководством профессора Душана Шливарича в 1993-94 годах, на глубине 10,5 метров было найдено восемь культурных слоев.
Показательно, что, согласно Сырболюбу Живановичу, при раскопках кладбища в селе Тырняны на одном его краю были найдены останки кроманьонца, тогда как на другом краю людей все еще продолжали хоронить.
Многие участки продолжают сохранять традицию в названиях, как, например, Белая гора или Требинье (жертвенник), а иногда и сохраняются легенды, как, например, в Быковой баре, где в народе жива легенда о черном быке, уничтожавшем скот и людей, и побежденном белым быком с окованными рогами. Как раз бык в Винчанской культуре - святое животное, и скульптуры в форме его головы часто украшали жилища.
Помимо Винчи были найдены и другие поселения этой культуры, также представлявшие города, как, например, Потпорань, Дивостин и Селевац. Всего на территории Винчанской цивилизации было найдено до тысячи населенных пунктов, в том числе на территории современной Южной Венгрии, в Боснии, в Скопской долине и в Косово, тогда как в соседней Румынии в Трансильвании было найдено до восемьсот участков со следами Винчанской культуры. В соседней Болгарии археологами, под руководством профессора Васила Николова, под городом Провадия был найден город возраста до 6500 лет, с крепостной каменной стеной, домами и некрополем.
В фильме Владана Церовича «Винча-метрополия времен неолита (Винча-неолитска метропола)», кустос музея Белграда в Винче - Драган Янкович – сказал, что в ходе раскопок было обнаружено, что в течении 7,5 тысячи лет на данной относительно небольшой территории наблюдалось непрерывное развитие цивилизации.
Кустос музея Винчи Драган Янкович с кувшином и книгой, в которой показаны знаки, найденные на артефактах Винчанской культуры в музее Винчи в Белграде. Фото автора
Произошедший семь тысяч лет назад пожар дал возможность сербским археологам восстановить сам план поселка, вид и характер построек. Драган Янкович описал, что дома в поселке делались из дерева, но при том дерево покрывалось смесью мокрой земли с мякиной.
Кустос музея Винчи Драган Янкович с фотографией хода раскопок древнего поселения Винчи в годы СФРЮ. Фото автора
Полы в домах также были деревянные и покрытые той же смесью, которая затем полировалась галькой. Общая жилая площадь дома составляла от 30 до 100 квадратных метров, и каждый дом имел от двух до пяти комнат. При этом обогревались дома печами, и, согласно Янковичу, почти каждая комната имела печь.
В Винче были найдены статуэтки людей, сидящих на стульях, что говорит о существовании мебели в домах. Также было найдено большое количество кувшинов и прочей посуды.
Улицы имели планировку с ориентацией в одном направлении, и при этом дома не имели дворов, то есть население поселка, или, точнее, древнего города, не занималось аграрным трудом, а являлось именно городским населением.
Показательно, что сельское население Винчанской цивилизации, по мнению Драгана Янковича, применяло метод удобрения земли, что позволило перейти от кочевого земледелия к оседлому, что, в свою очередь, дало начало частной собственности. Это позволило получать излишки питания, что способствовало развитию торговли и, соответственно, появлению городов. При том сами следы одного и того же народа, отличавшейся идентичной культурой, по свидетельству Янковича, были обнаружены на значительной территории Сербии в бассейнах рек Дуная, Савы и Ибра, так что ее границы простирались на западе до реки Босна, на востоке до Софийского поля, на юге до современного Скопья и на севере до Карпат.
Кустос музея Винчи Драган Янкович с картой распространения на Балканах Винчанской культуры. Фото автора
Карта распространения цивилизации Винча
Основу деятельности жителей древней Винчи, согласно Янковичу, представляла торговля, и торговцы из Винчи преодолевали большие расстояния, пользуясь реками как природными ориентирами, и доходя до побережья Эгейского и Ионического морей, как и до Карпат. Сама Винча представляла собою своего рода перекресток торговых путей, тем более что как раз в предгорьях Карпат, в Буковине, были обнаружены следы другой древней культуры - Трипольской.
Нахождение Винчи на берегу Дуная в месте, где в него впадает река Болечица, было не случайным, ибо Болечица текла из района Авалы, где была плодородная почва, и место благоприятствовало ведению охоты. Помимо этого, на Авале в районе Шупля стена был найден древний рудник цинобарита – ртутной руды. Древние жители Винчи, разогревая ее до 350 градусов, добивались ее испарения, и оставшийся суррогат дробили в жерновах, получая порошок красного цвета, применяемый для окраски ткани. Сам красный цвет традиционно звался цветом королей, и этот порошок служил для торговцев древней Винчи своей монетой. Помимо этого, жители Винчи добывали малахит, делая из него украшения, как и красительные порошки зеленого и синего цвета.
На противоположном от Винчи берегу Дуная находилось устье реки Тамиш, чьи истоки находились в Карпатах, и где добывался камень обсидиан, который и доныне используется в хирургии для изготовления скальпелей, и центром продажи которого и была Винча, куда этот камень доставлялся с Карпат.
Археолог Драган Яцанович, директор музея в Пожаревце, сделал на прошедшей в Белграде с 21 по 23 сентября 2012 года международной научной конференции «У источника культуры и науки» доклад о Винчанской цивилизации, которая, согласно его докладу, простиралась от Скопской долины на юге до Будапешта на севере, и от реки Босна на западе до реки Искер в Болгарии и реки Олт в Румынии. Согласно Яцановичу, данную цивилизацию характеризовали постоянные поселения площадью от одного до десяти гектар, а иногда и до сто гектар. Самыми значительными являются Винча под Белградом, Потпорань под Выршцем, Гомолава под Румой, Бенска Бара под Шабцем, Ладжаришта под Вырнячкой Баней.
В районе Браньево, где вел раскопки Яцанович, было обнаружено до двадцати подобных селений, в том числе Орашье под Дубравицами, Лугови под Дырмном, Топлик под Малым Цырничем, Селиште под Костолцем, Чесма под Полянами, Конюшица под Витежево, а также Селишты, Збеговишты и Липы под Орешковицами, как и Пазариште под Лопушником. Однако самым значительным участком в районе Браньево, по мнению Драгана Яцановича, является участок Беловоды в районе села Велико Лаоле под Петровцем на Млави. Древнее поселение здесь было обнаружено в 1952 году профессором Николой Кырстичем, сотрудником Народного музея в Пожаревце.
Весной 1987 года сам Яцанович провел исследования данного участка, опубликовав результаты в своей статье «Neolithic Sites in the Danubian Region from the Mouth of the Velika Morava to Golubac» размещенной в монографии “The Neolitic Of Serbia, Archeological Research 1948-1988” (Belgrade 1988). В дальнейшем, с 1994 года, Народный музей в Пожаревце и Народный музей в Белграде вели раскопки данного участка, где было обнаружено селение Винчанской культуры площадью 1000 х 800 метров. Помимо этого, на полтора километра к югу от села Велико Лаолы, был найден рудник строительного камня – седимент.
Реплики артефактов найденных в ходе раскопок поселений Винчанской культуры. Фото автора
На юго-западе от Белого Бырдо на участках Оборишты и Пландишты найдены медные топоры, а рядом с Оборишты находится другой участок, Вырбовац, на котором обнаружены следы человеческой деятельности от неолита (Протостарчево) до среднего века. В районе села Орешковицы найдено еще четыре поселения Винчанской культуры: Збеговишты, Селишты, Липы и Чибуковица. В десяти километрах от Беловод находится участок Конюшница под Витежевым, где обнаружено еще одно поселение Винчанской культуры, и такое же поселение было обнаружено в семи километрах к северу от Беловоды.
Еще один район поселений находился, согласно Яцановичу, в 15-20 километрах к северу, и его составляли поселения Симичи, Поляны, Мали Црнич, Пожаревац и Кобиля. Наконец, третья группа поселений района Браньево находилась на правом берегу Дуная и ныне состоит из находящегося в Дубравици поселения «Орашье», в Костолце «Селишты», в Дырмне - «Лугови», в Кличевцу «Рестовача», в Речици «Ладны Воды», как и поселение Винчанской культуры «Муин Рибник» в Раброве.
В районе Браньево было найдено также большое количество жертвенников четырехугольной и треугольной формы, украшенных нарезами геометрического облика и головами человеческого и животного образов, а также статуэток, включая широко распространенный в Винче образ кошки.
Реплика артефакта найденного в ходе раскопок поселений Винчанской культуры. Фото автора
В ходе раскопок были найдены тысячи статуэток, изображавших женщину с разведенными руками, и представлявших собою предмет религиозного поклонения, как и некоторые статуэтки, имели облик жертвенника.
Реплика артефакта найденного в ходе раскопок поселений Винчанской культуры. Фото автора
Фигуры богини-матери отличались также отсутствием рта на лице и большими глазами, и также отличались различными элементами одежды и нередко птицевидным носом. Иногда на фигурках изображалась и маска какого-то животного.
В ходе раскопок Винчи были также найдены и фигурки животных - в частности коров, свиней, собак и оленей.
Широко был распространен и так называемый культ «облуток» - гладких камней правильной формы яйцевидного типа, и, как правило, красноватого, желтого, белого, бурого цветов, разрисованных вручную каким-то подобием пера красной краской, и на многих из них имеются следы ударов.
Найденные в ходе раскопок Лепеньского вира "облутки".Фото раскопок курганов в бывшей Югославии из книги „Сербские могильники“ („Српске громиле“.Ђорђе Јанковић.“Књижевна реч“.Београд.1998)
Яцанович приводит пример современного использования подобных камней как амулетов, обеспечивающих успешную охоту, и как предметы, применяемых для различных заклинаний.
«Облутки» из Лепенского вира. Фото из книги «Цивилизация «облутков»» Любивоя Йовановича