?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Образ банши и кельтская магия в книге "Банши-Фольклор и мифология Ирландии"-Олег Валецкий.
"Банши-Фольклор и мифология Ирландии"(ОГИ.Москва.2007 год)
http://www.ozon.ru/context/detail/id/3707670/
1000691801

The Banshee: Irish Folklore and Mythology Авторы: Патриция Лайсафт, Татьяна Михайлова, Анна Мурадова

Достаточно интересная книга,о элементах магии в кельтском фольклоре в которой издательством объединены работы научного сотрудника "Юниверсити колледдж" в Даблине Патриции Лайсафт собравшей большой материал по ирландскому фольклору и являющейся автором книги вышедшей в 1986 году в Ирландии а также работы российских авторов Татьяны Михайловой("Банши") и Анны Мурадовой(""Анку:Обозначение смерти").
Главное место занимает исследование образа "банши"(ирландское an bhean si)данный образ всилу естественных причин не имеет единственного типажа,однако в общем он представляет собою образ маленькой,ростом с ребенка, старой женщины,чье лицо либо закрыто длинными распущенными волосами либо исключительно уродливо,с характерным огромным уродливым ртом и с босыми ногами.Банши это существо из потустороннего мира,которое по каким-то причинам находится на земле.как правило считается что это умершие "плакальщицы" чью деятельность при чем католическая церковь осуждала(однако к появлению баньши прямого отношения это осуждение не имеет,ибо имеет еще корни из языческих времен).Часто банши связывается с водой-с колодцем или с рекой,где она что то полощет и нередко это что то,согласно древним мифам Ее появление перед домом того кому суждено умереть связывают с громким и нечленораздельным криком,ужасавшим ирландцев и их домашних животных,причем тот кому было сужденно умереть его не слышал либо с плачем.Однако отмечены случаи когда банши гнались за людьми либо пытались проникнуть в дом.Чаще всего причиной являлся похищенный у них гребень который возвращался хозяевами не ичаче как щипцами или лопатой,ибо баньши забирая гребень искореживала метал лопаты или щипцов.
Известны сказания о том что банши била по лицо того или иного персонажа от чего у него на лице оставался след ее руки.Традиционно данный образ является предвестником смерти и то согласно Лайсафт как правило старых ирландских родов либо родов ранних английских(старо английских) и норманнских переселенцев.Вместе с тем данное положение достаточно неопределенно,ибо в приведенных примерах из ирландской мифологии и фольклора "банши" являются теми кто "накликает" смерть но иногда персонаж умело ее избегает.При этом герой ирландского эпоса-Кухулин убивший двух женщин-филиды(пророчицы) которые подобно банши стали перед битвой оплакивать Кухулина,что он воспринял как магический ритуал.Тем самым есть основания полагать,что в языческие времена банши были частью куда более широко обряда религии друидов,и почивавшей еще согласно "Запискам о Галльской войне" Юлия Цезаря на магии и жертвоприношении.
Характерное отличие банши то что она часто причесывается.В данном случае следует отвлечься от книги и заметить что как писал в своей работе "История магии и оккультизма"Курт Зелигманн(Kurt Seligmann) что в кельтской мифилогии(как впрочем и в зороастризме) волосам придавалось магическое значение так что он приводит отрывок из текста Парацельса :"...Ведьмы, вручают свои волосы Сатане как залог заключенного с ним договора. Но в руках врага эти волосы не пропадают впустую, ибо он мелко нарезает их и смешивает с испарениями, из которых делает град; вот почему в градинах мы часто находим маленькие волоски".Сам Зелигман пишет что и инквизиторы считали что:"... волосы - это главное пристанище дьявольских чар."Лайсафт как раз и акцентирует внимание на то что длинные волосы банши и ее постоянное причесывание до ее исследований не привлекали внимания собирателей фольклора.
Своеобразный аналог банши в валлийском фольклоре-старуха Гуарх (Gwarch Y Rhibyn) подтверждает в какой то мере вышеуказанное ибо,она как пишет Михайлова,приводящей мнение Дж.Риса восходит к "..образу языческой богини-первопредка.".Гуарх так же "предвозвещает" смерть и ее образ схож банши,с тем что ее выклики более членораздельны,так что она говорит о том умрет ли ребенок,мужчина или женщина.Гуарх также время проводит у реки или колодца расчесывая свои волосы.При этом Михаилова пишет что в валлийском фолклоре часто персонаж избегал смерти отогнав ее от дома каким-то высказыванием,но так что она уходя в другое место,там все же накликивала смерть.
Так же Михайлова пишет что иногда Гуарх появляется в образе птицы без перьев,что можно заметить перекликается с традиционным для Ранего Средневековья образа "стригии" созданного еще в античной Греции в образе либо совы тагже существовавшие образе полуптиц-полуженщин(согласно книге автора Борохо Хулио Каро(Boroho Hulio Karo) "Las Brujas y somundo"(Madrid, 1979.-перевод на сербскохорватский-"Vjestice i njihov svet ".) которые ночью убивали детей и беременных женщин и таким образом их в какой-то мере можно ассоциировать с тем кто "накликал" смерть в кельтской традиции.
Схожую роль с Гуарх как предвестник смерти в валийском фольклоре играл "мужской" персонаж Кихирает(Cyhyraeth) а в бретонском такой же мужской персонаж "Анку" (Ankou),с тем что как пишет Мурадова Анку был бретонцами включен в христианскую мифологию и скорее ассоциировался с образом смерти,но тут видимо роль играло то что бретонцы значительно раньше ирландцев подверглись влиянию католической церкви опиравшейся в данном случае на более сильную королевскую власть
Тем самым можно предположить что банши в древности являлись важной часть религии друидов,которые осуществляли в их представлении приведении тех или иных жертвенных действий в дело.В какой то мере данный фольклор использован в известном японском фильме "Круг" где достаточно очевидны следы кельтских мифов.

Profile

prom1
Олег Валецкий

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Taylor Savvy