Олег Валецкий (prom1) wrote,
Олег Валецкий
prom1

Categories:

Финикийцы.Основатели Карфагена

"Финикийцы.Основатели Карфагена".Дональд Харден.(Donald Harden-“The Phoenicians),"Центрполиграф". Москва.2004 год
Глава Религия,страница 97-106
:"...Итак мы подходим к последнему типу святилищ,жертвенному участку,или "тофету",упомянутому в Библии,который находился в долине детей Гиннома за Иерусалимом.
Множество артефактов обнаружено в Норе,Сульхе,в Мотии,а также на нескольких площадках Северной Африки,например в Хадрумете(Сусе),где Синтас раскопал несколько слоев,датируемых от шестого века до нашей эры до римских времен,Однако самым важным является святилище Тиннит в Саламбо,в Карфагене.Здесь впервые обнаружено достаточно доказательств древних историй о приношению детей в жертву Молоху финикийцами и хананеями и осквернении Иосией иерусалимского тофета,в период разрушения им идолокопоклоничества в Иудее.Иерусалимский тофет был действительно тем местом,где человек "мог провести своего сына или дочь сквозь огонь Молоха".Теперь очевидно,что отвращение других народов к финикийцам из-за подобного ритуала было основанно на действительных фактах.
На этом очень большом участке(до сих пор не полностью раскопаном) найденны тысячи урн с кремированными останками маленьких детей до двенадцати лет,но большинству детей-меньше двух.Попадаются также птицы и маленькие животные,замены человеческих жерт(фото 58).Этот участок(рисунок 51),находящийся всего метрах в пятидесяти западнее прямоугольного порта,использовался в течении всего существования пунического города и занимает три-а некоторые полагают-четыре слоя(фото 27;рисунок 23).Самый нижний слой,лежащий прямо на наскальном основании и ниже уровня воды(фото 26) относится к восьмому и началу седьмого века.Найденные там урны раннего типа с костями кремированных детей,в основном красные с черным линейным рисунком,лежали на скале под маленькой пирамидкой из камней каждая.Иногда рядом находили статуэтки(рисунок 220.Следующий уровень,отделенный от первого слоем вязкой желтой глины,совсем другой и,судя по изменению керамики,относится к седьмому веку.Урн в нем в четыре-пять раз больше,они проще и грубее и лежали под крупнозернистым известником в форме тронов,или(позже)маленьких домиков,или просто прямоугольных надгробий(фото 30;33;рисунок 24).Иногда несколько урн лежат под одной стеллой(фото 27).Обычно на стеллах нет надписей,хотя иногда встречаются посвящения.Например в одну стеллу из крупнозернистого известняка(фото 31)вставленна плита из мелкозернистого известняка,на которой перечисленно не менее семнадцати поколений жрецов Тиннит. Чаще на стелах грубо вырезанны изображения бетилей или знака Тиннит(фото 33;рисунок 24б,ц,ф).В какой-то момент истории этого слоя стеллы стали делать из твердого мелкозернистого известняка в форме обелисков,грубо обработанных с трех сторон и отшлифованных с четвертой стороны,на которой часто выполнялись надписи,символы или другие украшения(фото 32,35;рисунок 25,28,67).Судя по керамике,эти изменения начались примерно в конце пятого века,и по ним некоторые археологи отличают слои друг от друга,признавая всего четыре.Однако захоронения под стелами из крупнозернистого известняка,хотя лежат обычно чуть выше,попадаются и среди более ранних захоронений(фото 27) и реальных изменений в погребальном уровне не наблюдается.Ближе к вершине уровня 2 местами встречается слой горелого мусора,пепла и т.д.,однако этот слой не постоянный и не одинаковой толщины,а потому не образует четкой границы между этим уровнем и следующим.Возможно,это остатки погребальных костров в местах святилища,временно не используемых для захоронений.Слой 3,вероятно,начинается незадолго до 300 года и представляет последние 150 лет пунического города.В этом слое находились меньшие урны и несколько стел,однако он был сильно поврежден более поздней деятельностью на площадке(рисунок 23),включая римские подвалы припортовых лавок.Посколько в мусоре встречается множество разбитых стел,можно предположить,что многие другие были украденны и употребленны в качестве строительного материала.Этот участок использовался до самого падения Карфагена.
Расположение этого участка так близко к портам имеет важное значение.Синтас,проводивший его частичные раскопки,нашел в нетронутой земле под погребальными урнами самого нижнего слоя маленькое сооружение,которое счел самым раним центральным храмом этого культа(рисунок26)-храмом моряков из числа первых колонистов.Правда надо отметить,что найденные им предметы,явно связанные с этим храмом(рисунок 27),относятся не к 10му веку,как он первоначально предположил,а,самое ранее,к концу 9го и,главным образом,ко второй половине 8го века,что и должно быть датой этого хранилища.Пока не обнаруженно долгой пунической жизни этого святилища.Даже святилище в Сусе,как мы видели,появились позже,а другие северноафриканские святилища,такие как в Бир-бы-Книссии,Сьягу,Константине и других местах,в основном появились во время Пунических войн,хотя часто использовались(как в Сусе) и в неопунический период.

Жрецы,ритуалы.

Все святилища и храмы нуждались в жрецах и других прислужниках.Надписи упоминают и жрецов и жриц и доказывают,что временами жречество было прерогативой отдельной семьи в течении нескольких поколений,а на одной из могил есть эпитафия пяти поколениям.Мы также обнаруживаем,что жрецы женились на жрицах.Как в некоторых других странах,священники были только культовыми служителями и не выполняли обязаностей судей.Однако похоже,что временами одна и таже персона выполняла эти роли,а финикийские цари и царицы совмещали обе обязаности,как,например Малх в Карфагене в 6ом веке до нашей эры.Пикар предполагает,что жрецы кроме религии,были и хранителями финикийских традиций,и главной опорой интелектуальной жизни,и именно жречество так долго помогало сохранять финикийски обычаи и язык в Северной Африке.Существует достаточно фактов доказывающих подобную точку зрения...

...Есть информация и о ритуальных жертвоприношениях.В те времена многие предметы могли приносится в жертву;еда и питье,птицы и животные и даже люди.Две надписи из святилища Тиннит в Карфагене недвусмысленно говорят о приношении в жертву детей.Нам знаком рассказ Диодора о бронзовой статуе,на руки которой клали жертвы,падавшие оттуда в пламя.А пока ребенок лежал на руках статуи,родственики гладили его,что бы он не плакал.Описанием ритуала древних историков воспользовался Флобер в своем романе "Саламбо".Хочется думать,что с течением времени детские жертвоприношения становились реже и дети подменялись маленькими животными и птицами,во всяком случае,можно надеятся,что когда содержание погребальных урн святилища Таннит будет полностью изученно,мы получим доказательства смягчения нравов.Пока мы лишь можем сказать,что кости птиц и маленьких животных попадаются в урнах,однако костей младенцев гораздо больше. Взрослых в Финикии и ее колониях приносили в жертву реже,однако исторические источники упоминают жертву трех тысяч пленных в Гимере в 409 году во искупление гибели Гамилькара в сражении 480 года(странно,что месть задержалась более чем на семьдесят лет).В Карфагене ежегодно приносили одну человеческую жертву Мелькарту.Приведем для сравнения надпись на моавитском камне.Она утверждает,что Камош убил 7000 людей Нево,"посвятив жертву Астарте-Кемош"…"
Tags: История древнего мира, оккультизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments