Олег Валецкий (prom1) wrote,
Олег Валецкий
prom1

Category:

Отрывки из работы главного идеолога египетских "Братьев-мусульман" в 40ых годах Саида Кутба

Саид Кутб

"Джихад во имя Аллаха", опубликовано в Milestones, 2nd ed., translated by S. Badruh Hasan, M.A. Karachi, Pakistan: International Islamic Publishers Ltd., 1988, pp. 107-142.

Ступени джихада

Выдающийся ученый Ибн Кайим[1] включил в свою книгу "Зад-аль-Маад" раздел под названием "Как пророк обращался с неверными и лицемерами от начала своего Посланничества до смерти своей". В действительности этот великий знаток ислама свел воедино и сформулировал в этой главе концепцию джихада. Он пишет:

Первым откровением Пророку было: "Поминай имя Господа твоего"[2].

Таким было начало Посланничества. Аллах Высочайший велел ему повторять эту заповедь в своем сердце, но не открывать ее другим. Затем Аллах заповедал:

О, завернувшийся, встань и увещевай![3]

Заповедью "Поминай" ему был ниспослан дар Пророчества, а заповедью "Встань и увещевай!" он был призван к Посланничеству. Как следствие, он должен был обратиться с увещевающим словом ко всем, кто был ему близок: сначала к своему народу, затем к соседним арабам, далее ко всем арабам, населявшим Аравию, и наконец - ко всем живущим на Земле. И потому с начала Посланничества в течение почти 13 лет он продолжал проповедовать, предостерегая людей и внушая им страх Господень. За все это время он ни разу не вел войны и не взимал джизьи. Напротив, ему было велено сдерживаться, проявлять спокойствие и терпимость и считать прощение своим главным прибежищем. Но затем ему приказано было идти дальше и разрешено взяться за оружие. Потом ему уже было велено сражаться с выступившими против него, но удерживаться от войны с теми, кто не поднял на него оружия. А позже приказано было биться с многобожниками, дабы религия Аллаха утвердилась во всей своей полноте. После того как прозвучало веление джихада, неверные разделены были на три категории. С одними мусульмане жили в мире, с другими воевали, а третьими были зимми (немусульмане, жившие на территории мусульманских государств). Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) было предписано блюсти условия союза, заключенного им с теми неверными, с кем он был в мире, и договор этот должен был оставаться нерушимым, пока сами неверные его придерживались. За любое нарушение условий договора следовало платить той же монетой, однако нельзя было начинать войну с неверными, не уведомив их о расторжении союза. Ему было приказано сражаться с теми, кто нарушит условия договора. Когда была ниспослана сура, названная "Бараа" ("Покаяние")[4], в ней было подробно описано, как следует поступать с каждой из трех упомянутых разновидностей язычников. В ней прямо сказано, что следует идти войной на тех "людей Книги", кто враждебен Аллаху и Пророку Его, пока они не согласятся заплатить джизью (налог, который должны были платить вместо несения военной службы немусульмане, жившие на территории мусульманского государства) или принять ислам. О неверных и лицемерах в этой суре сказано, что им также должен быть объявлен джихад и обращаться с ними нужно жестоко. Потому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) вел джихад с многобожниками мечом, а с лицемерами - убеждением и проповедью. В той же суре объявлено, что всем союзам с многобожниками следует положить конец и обязательства по этим договорам впредь мусульман не связывают. В этом отношении они были разделены на три категории. В первом случае речь шла о нарушивших договор и не соблюдавших его условий. С ними ему велено было сражаться, и он пошел на них войной и победил. Во втором - о тех, с кем союз был заключен на определенное время и кто не нарушал его условий и не оказывал помощи врагам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). С ними Аллах повелел придерживаться договора до его окончания. И третий случай - те народы, кто не был в союзе, но и не воевал с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) или с кем договор был заключен на неопределенное время и никакие границы не оговаривались. Было велено дать им всем сроку четыре месяца, а по истечении этого времени идти на них войной. Итак, те, кто нарушил клятву, обрекался мечу, но тем, с кем не было договора или он был заключен на неопределенное время, давалась четырехмесячная отсрочка. Также приказано было соблюсти до конца условия договоров, которые скоро должны были истечь. Все многобожники приняли ислам еще до истечения предоставленного срока, а зимми стали платить джизью.

Вкратце, следуя откровению суры "Покаяние", Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) и верующие должны были определенным образом вести себя с тремя разными категориями людей:

1. военными противниками;
2. союзниками по договору;
3. зимми.

В конце концов те, с кем ранее был заключен договор, сами приняли ислам. Остались только две категории: 1) противники и 2) зимми.

Итак, в мире остались: мусульмане, которые заявили о своей вере и преданности Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!), затем те, кто жил с ним в мире и пользовался его защитой, и наконец те, кто противостоял ему и не складывал оружия. Что до лицемеров, ему было сказано довольствоваться их внешним поведением, оставив Богу судить об их внутренних настроениях и намерениях, и вести с ними джихад силой разума и убеждения, остерегаться их, быть с ними суровым и воздействовать на души их проникновенным словом Господним. Запрещено ему было молиться на их могилах и просить за них после смерти, ибо сказано было, что Аллах не помилует их, даже если он будет испрашивать для них прощения. Так поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) со своими противниками из числа неверных и лицемеров. В данном описании сжато представлены все ступени исламского джихада, но и в этом кратком своде мы можем различить самые существенные черты, характерные для динамичного развития истинной религии. Эти черты заслуживают глубокого и внимательного исследования, мы же сейчас способны сделать только ряд беглых замечаний.

Движение джихада: первая отличительная черта

Для истинной религии прежде всего характерно то, что ее практическое воплощение предельно реалистично. В своем развитии она обращена к людям, которые живут здесь и сейчас, она использует методы и инструменты, отвечающие реальным условиям их существования. Ислам в своем продвижении неизбежно сталкивается с джахилийей, "невежеством", царящим в мыслях и верованиях и формирующим весь строй повседневной жизни, который в должной мере подкреплен политическими и материальными ресурсами и авторитетом. Потому исламу необходимо выработать адекватные методы противостояния миру джахилийи. Изменению умонастроения и убеждений людей служит исключительно увещевание и проповедь. Но ислам использует и материальную силу, прибегая к джихаду как к средству уничтожения царства невежд и той власти, на которой зиждется джахилийа, ибо вместе они препятствуют исправлению нравов и веры человечества в целом. Силой или хитростью они заставляют людей подчиниться и склониться перед земными владыками вместо Господа Всемогущего. Сталкиваясь на своем пути с физическим противодействием, ислам не может ограничиваться только проповедью и убеждением, но и не считает возможным опираться лишь на силу и принуждение, дабы изменить убеждения и образ мыслей простых обывателей. Оба подхода одинаково важны для воплощения принципов этой религии. Ее главная цель - освободить человека от рабского ига и дать ему возможность служить Одному и Единственному Богу.

Вторая отличительная черта

Второй отличительной чертой является то, что в своем поэтапном практическом развитии ислам на каждой стадии использует подходящие и адекватные способы достижения своих конкретных целей и задач. Каждая ступень становится основой перехода на следующую. Действительно, эта религия не пытается искать ответа на практические запросы в абстрактных теориях, но и не прибегает в разных жизненных ситуациях к одним и тем же, неизменным приемам. Те, кто рассуждает о системе религиозного джихада, ссылаясь на строки Священного Корана, не учитывают этой особенности. Они не отдают себе отчета в том, что разные ступени развития джихада имели разную природу и суть, и не осознают, что и различные стихи Корана относятся к разным стадиям этого движения. Потому подобные знатоки рассуждают о системе исламского джихада весьма неуклюже, смешивая разные уровни его развития и тем самым искажая самую сущность понятия "джихад". Корень их заблуждений в том, что для них каждый стих Корана - непреложная истина в последней инстанции, отражающая окончательную и неизменную форму религиозного устройства. Фактически же мрачная действительность, под гнетом которой приходится существовать нынешнему поколению мусульман, заставляет таких мыслителей выхолащивать самую суть ислама, оставляя от него только внешние ярлыки. Они просто разоружились - умственно и духовно. Это и привело их к пораженческой идеологии с ее лозунгом: "Ислам допускает только оборонительную войну". Более того, они ошибочно полагают, что такое открытие служит на пользу религии, хотя на поверку своими ложными выводами они пытаются заставить религию отбросить одну из главных своих отличительных черт. Если послушать их, религия должна отказаться от своего идеала: стереть с лица земли все сатанинские силы и заставить людей склониться перед единым Богом, освободив их от служения слугам, но призвав их к служению Господу и Создателю слуг Его. Однако ислам, стремясь воплотить в жизнь этот идеал, не заставляет людей принимать веру насильно, а создает ту атмосферу свободы, в которой можно воспользоваться правом выбора. Он либо разрушает до основания господствующие политические образования, либо, подчинив их себе, приводит к повиновению и принятию джизьи. Тем самым он расчищает путь к обретению веры: иначе говоря, дает людям полную свободу выбора - уверовать или нет.

Третья отличительная черта

Третьей отличительной чертой этой религии является то, что, отыскивая все новые и новые средства для своего настойчивого поступательного развития, она не отрывалась от своих истоков, но скорее просто продвигалась вперед и обращалась ко все большему кругу людей - были ли они теми, кто окружал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), или курайшитами, или арабами, или всем населением Земли, - основываясь лишь на одном фундаментальном принципе: все они могут объединиться в служении Единому Богу, лишь отказавшись от служения человеку. Применительно к этому принципу недопустимы компромиссы, здесь нельзя проявлять гибкость или терпимость. Ислам твердо следует заданному плану по достижению и воплощению в жизнь своей единственной цели. В этом плане предусмотрены четкие и последовательные стадии, на каждой из которых используются соответствующие новые средства, о чем мы уже говорили выше.

Четвертая отличительная черта

Четвертая отличительная черта состоит в правовом регулировании отношений между мусульманским и иными сообществами, которое религия осуществляет так, как это описывается в приведенной выше ссылке на "Зад-аль-Маад". Это правовое регулирование основано на том, что ислам (подчинение Богу) - универсальная истина, принятие которой обязательно для всего человечества. Если оно не склоняется к исламу и не приемлет его, тогда оно вынуждено будет полностью примириться с ним и не чинить распространению его слова и учения никакого противодействия, физической ли силой или системой политического принуждения. Каждый должен быть волен принять или отвергнуть его, а коль скоро предпочтет отказаться, то все равно не вправе вставать на дороге у других или противостоять исламу. И если человек все же изберет путь сопротивления, то поборники ислама обязаны сражаться с ним, пока он не будет убит или не изъявит свою преданность и покорность. Трусливые идеологи пораженчества, стремясь в своих объяснениях понятия "джихад" сгладить этот "острый угол", смешивают две вещи и оттого искажают картину. С одной стороны, наша религия запрещает внедрять веру насильно, что явствует из стиха: "Нет принуждения в религии" (Коран, сура 2, 257(256)); а с другой, она устраняет все политические и материальные препоны, затрудняющие людям путь к исламу, принуждающие их склоняться друг перед другом и препятствующие служению Богу. Но два этих принципа существуют раздельно и не взаимосвязаны, так что нет никаких оснований их смешивать. Тем не менее пораженцы их смешивают и осмеливаются сводить понятие "джихада" к тому, что ныне принято именовать "оборонительной войной". Исламский джихад - явление совершенно иного порядка и не имеет никакого отношения к современной войне - ни в том, что касается причин ее возникновения, ни в способах ее ведения. Истоки исламского джихада лежат в самой природе ислама, определены той ролью, которую он призван сыграть в мире, и зиждутся на тех возвышенных богоустановленных принципах, для реализации которых Бог и наделил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) высоким даром пророчества, сделав его последним Пророком и Посланником.

Ислам - истинное утверждение свободы человека

Истинная религия наделяет человека истинной свободой от служения другому и своим собственным страстям, ибо и это есть форма рабства. Это естественно вытекает из утверждения о том, что власть есть только у Бога и только он - подлинный Господин и Покровитель Вселенной. Потому наша религия тождественна полной и всеобъемлющей революции против людской власти во всех ее проявлениях и разновидностях, включая все типы и формы государственного устройства. Она неуклонно восстает против любой системы, так или иначе основанной на человеческом авторитете, т. е. против любой формы узурпации власти человеком. Всякая система правления, в которой окончательное решение отдано в руки людей и где они обладают всей полнотой власти, в действительности их же и принижает, ибо ставит над ними "кого-то кроме Бога". Но утверждение, что власть и господство - исключительная прерогатива Бога, равносильно призыву вернуть Аллаху отнятый у него авторитет, который узурпировали создатели и изготовители самодельных законов и уложений, дающих им право властвовать над остальными и возносящих их в ранг господ, а других низводящих до уровня рабов. Короче говоря, провозглашая высшую власть и авторитет Аллаха, мы встаем перед необходимостью стереть с лица земли все людские царства, чтобы правил в мире его истинный Вседержитель. Как сказано в Священном Коране:

Он - тот, кто в небесах Бог и на земле Бог (сура 43, 84).
Истина - от твоего Господа. Не будь же сомневающимся...
И нет никакого божества, кроме Аллаха, и, поистине, Аллах, Он - великий, мудрый!...

Скажи: "О обладатели писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха. Если же они отвернутся, то скажите: "Засвидетельствуйте, что мы - предавшиеся" (сура 3, 53-57(60-64)).

Как установить царство божие на земле

Если несколько "священных лиц", т. е. священнослужителей или религиозных лидеров, получат властные полномочия (вроде папского престола или церковного правления), это не станет воцарением Аллаха на земле. Не ведет к нему и передача власти в руки неких божественных наместников, что характерно для так называемой теократии (правление именем Божьим). Установление Божественной власти означает, что верховенство принадлежит Божьим законам и все вопросы в конечном счете разрешаются в соответствии с ними. При этом следует иметь в виду, что утверждение власти Господа в мире, уничтожение людских царств, отнятия авторитета у узурпаторов и возвращение его Богу, отмена и искоренение людских законов - все это не достигается одной только силой убеждения и призывами. Если бы дело обстояло так, распространение истинной религии было бы слишком простым и приятным занятием для посланников Божьих (мир им!). Однако история Пророков и судьбы многих поколений поборников истинной веры рисуют совершенно иную картину. Важнейший постулат о том, что только Богу принадлежит Власть и Господство во вселенной, и вытекающая из него необходимость утверждения свободы человека от любого владычества кроме Божьего никогда не были лишь теоретическими, философскими, а значит пассивными, декларациями; они всегда несли в себе положительный, динамичный, практический заряд, нацеленный на упрочение такого образа жизни, какой заставляет людей вести себя в соответствии с Божественными законами, насильственно вырывает их из мирского рабства и направляет их к служению Единому Богу, не имеющему сотоварищей. Очевидно, что выполнения столь важной миссии нельзя добиться одной только пропагандой вероучения; наряду с этим должно существовать целостное движение, готовое найти адекватный практический выход из любой неожиданной реальной ситуации.

В любую историческую эпоху, будь то прошлое или современность - да наверняка и в будущем, - человек пытается противостоять истинной религии, пускаясь на любые уловки, дабы подчинить ее себе: ведь эта религия освобождает людей от владычества кого бы то ни было кроме Аллаха. Вот почему люди воздвигают на ее пути множество препятствий и преград - политических, социальных и экономических, отгораживаются от нее расовыми и классовыми предрассудками. Также мешают ее продвижению испорченные нравы, извращенные верования и ложные идеи - так что в результате взаимодействия всех этих факторов возникает чрезвычайно сложная ситуация.

Если "проповедь" исправляет верования и мысли, то "движение" устраняет с пути ислама более осязаемые преграды, главной из которых является политическая власть, опирающаяся на целый ряд весьма запутанных, но взаимосвязанных идеологических, расовых, классовых, социальных и экономических принципов. Духовная проповедь и реальное движение ислама вместе способны обрушиться на систему существующей власти со всех сторон, они в силах противопоставить ей свою собственную систему - так, чтобы любому элементу или фактору в системе противника нашелся адекватный ответ. Во имя исполнения великой миссии подлинного освобождения человека на этой земле (и всего человечества во всем мире) эти две силы (духовная проповедь и материальное движение ислама) должны идти рука об руку. Это чрезвычайно важно, и об этом не стоит забывать ни на минуту.

Истинная природа поклонения

Наша религия призвана освободить не только арабов, и ее учение обращено не к ним одним. Она адресована Человеку, всему человеческому роду, а сфера ее действия - вся Земля как таковая. Аллах, Всевышний - Господь не только арабов, и промысел Его не ограничен исключительно теми, кто принял ислам. Аллах Высочайший - Вседержитель народов Земли. Эта религия призвана возвратить всех людей в лоно их Создателя и Подателя благ. Она стремится освободить их от поклонения кому-либо кроме Бога. Согласно исламу, истинное служение состоит в том, что человек должен следовать законам, установленным такими же людьми, как и он, но то, что религия именует "поклонением", оставлять исключительно для Бога. Всякий, кто "поклонится" кому-то иному кроме Бога, как бы он ни кичился и ни трубил повсюду о своих религиозных чувствах, по сути становится вероотступником. Когда евреи и христиане отказывались поклоняться Единому Богу, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ясно сказал, что повиновение существующим законам и властям тождественно "поклонению". В соответствии с этим значением "поклонения" они и были приравнены к "многобожникам".

Тирмизи[5], ссылаясь на авторитет Ади бин Хатима[6] (да будет Аллах им доволен!), рассказывал, что когда того достигла весть о приближении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), он бежал в Сирию, так как принял христианство до прихода ислама. Но его сестра и несколько других людей его племени были взяты в плен. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) изъявил великодушие и милосердие (отпустив ее без выкупа) и вернул ее семье, наделив к тому же дарами. Она пришла к брату и убедила его принять ислам, посоветовав ему отправиться к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!). Ади стал готовиться в дорогу, а в Медине пошли разговоры о его приезде. Когда он предстал перед лицом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), на шее у него болтался серебряный крест. В это время Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) читал строки из Священного Корана:

Они [люди Книги] взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха (сура 9, 31).

Ади сообщает: "Я заметил: "Они не поклоняются священникам своим". На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) возразил: "Они считают разрешенным то, что разрешают им священники и раввины, и что те называют запретным, от того воздерживаются, а это и есть поклонение"". Из этого объяснения данного стиха Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) окончательно и непреложно следует, что повиновение чему-то помимо Божественного закона и права тождественно поклонению, и если мусульманин так поступает, то ставит себя вне религии. Еще один вывод: поклонение чему-то кроме Бога означает признание других людей своими владыками, и подлинная религия призвана отвергнуть и устранить эту порочную практику.

Ислам утвердился проповедью и силой движения

Если условия повседневной жизни людей вступают в противоречие с провозглашенным выше принципом свободы, священный долг ислама выступить, дабы изменить существующий порядок вещей одновременно силой проповеди и религиозного движения. Он должен нанести могучий удар по тем политическим силам, что принуждают людей падать ниц перед кем-либо кроме Бога, и правят ими, забыв о Божьих законах и мешая свободному доступу к слову ислама, - так что даже если человек и хочет обратиться в исламскую веру, он не может реализовать свое стремление беспрепятственно, не оглядываясь на власть имущих. И потому для ислама еще более насущной задачей становится самоутверждение двумя способами - проповедью и силой движения, пусть и путем устранения с лица земли тиранических режимов, в чем бы ни заключалась их политическая суть, реализованная в форме расизма или классового разделения внутри одной и той же расы. Его цель - создать новую социально-экономическую и политическую систему, в которой сможет найти свое практическое воплощение порыв человека к свободе и которая будет способствовать распространению этих принципов по всему миру.

В чем смысл свободы человека согласно исламу?

Ислам не намерен навязывать человеку свой образ мыслей. Но он и не просто "вера". Как было сказано выше, ислам - это всеобъемлющий призыв освободить человека от служения себе подобным. Ислам коренится в стремлении к идеалу: уничтожению всех систем правления, которые утверждают гегемонию одних людей над другими и принуждают одних к служению другим. Освободив человека от этого политического гнета, он предлагает ему постичь суть своего учения, способного прояснить человеческий разум и душу, но оставляет за ним право выбора любой веры или убеждений, сохраняя принцип свободы воли. Но это право выбора не предполагает, что человек может поклоняться своим страстям или решит продолжить служение людям, признав владычество одних над другими. Какая бы система правления ни воцарилась в мире, она должна быть основана на поклонении Богу, а повседневные законы должны быть освящены Божественным авторитетом, чтобы под сенью этой всемирной власти всякий был волен выбрать для себя любую веру по своему желанию. Это единственный способ сделать религию, т. е. законы, повиновение и послушание, священной прерогативой одного только Бога. Религия - гораздо более глубокое понятие, чем вера. Религия подразумевает систему и образ жизни, включающие в себя все многообразие человеческого бытия. В исламе такая система целиком зиждется на вере. Но ее рамки намного шире. Исламская система правления предполагает возможность существования множества разных обычаев и верований у тех, кто не принял ислам, но готов сохранять лояльность по отношению к исламским законам своего государства.

Нацелен ли ислам на оборону?

Любой, кто сознает особый характер нашей религии, который мы раскрыли выше, без труда заключит, что ислам использует оба способа борьбы, продвигаясь вперед и силой оружия (джихад бис-саиф), и силой проповеди. Для него также станет очевидно, что ислам - это не оборонительное движение в том узком и ограниченном смысле слова, которое вытекает из популярного ныне термина "оборонительная война". На самом деле это узкое и ложное понимание приписали и навязали исламу те, кто, поддавшись давлению обстоятельств и уступая коварным нападкам "специалистов по Востоку", рисует именно такую картину утверждения ислама путем джихада. Ислам всегда был могучим потоком, сметавшим тирании и несшим людям подлинную свободу. В повседневной жизни не оставалось ничего, чему бы он не бросил вызов, и, стремясь изменить все ее грани, он для каждой изыскивал подходящие способы и средства. В своем развитии исламский джихад прошел разные стадии, и для любой из них находил новые, только для нее пригодные и эффективные методы.

Допустим, мы согласимся с тем, что исламский джихад - движение оборонительное. Но тогда нам придется переосмыслить слово "оборона", понимая под нею "защиту человека" от всех явлений и побуждений, угрожающих его свободе или служащих препятствием на пути к истинной свободе. Все эти враждебные факторы могут равным образом воплощаться как в форме убеждений и верований, так и в форме политических систем, основанных на экономическом, классовом и расовом разделении. Когда ислам явил себя миру, земля была во власти этого зла, да и в нашу эпоху новой джахилийи оно по-прежнему выступает в том или ином обличье. Если мы примем столь широкое толкование слова "защита", то с легкостью уясним и мотивы, которыми руководствовалось исламское движение на заре джихада. В результате перед нами полностью раскроется подлинная природа ислама, и нам не составит труда понять, за что ратует ислам - за освобождение человека от служения себе подобным, за преданность учению Божьему, за утверждение Его Господства, за то, чтобы положить предел человеческой надменности и себялюбию, за то, чтобы людские дела судились по законам Божественного Шариата.

Есть люди, которые силятся состряпать доказательства и выдумать доводы, дабы оправдать узкое и ограниченное толкование исламского джихада в духе современных рассуждений об "оборонительной войне", без устали копаются в прошлом, ища авторитетных подтверждений тому, что битвы исламского джихада велись лишь во имя защиты родины (ведь некоторые из них сводят отечество ислама к Аравийскому полуострову) от агрессии соседних держав. Что тут сказать? В действительности эти "доброхоты" или вовсе не понимают смысла и мирового значения ислама, или уступили давлению крайне тяжелых обстоятельств и подняли руки вверх, спасовав перед подлыми и вероломными нападками востоковедов.
Tags: ислам, исламский фундаментализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments