Олег Валецкий (prom1) wrote,
Олег Валецкий
prom1

Categories:

"Шиптари и ислам"

В середине 90ых годов в Республике Сербской вышла книга "Шиптари и ислам" профессора Миролюба Евтича,на тот момент ведущего сербского специалиста по исламу,который первый еще в конце 80ых годов начал открыто писать о возможности возникновении так называемого "зеленого коридора" заключавшегося в создании единого простора населенного мусульманами и контролировавшегося бы исламскими фундаменталистами от Турции до Боснии.В книге же „Шиптары и ислам“ Миролюб Евтич коснулся связи идей албанского национализма и исламского фундаментализма.
Так как писал Евтич хотя самым известным албанским национальным героем был Скендер-бег или Джордже(Георгий)Кастриот который был в детстве насильно „потурчен“,то есть переведен в ислам,и возвратившись в зрелые годы в христианство,возглавил восстание против турок.Однако под "турками" как пишет Миролюб Евтич понимались все мусульмане в Османской империи,в том числе и албанские сонародники Скендер-бега и должность великого визиря двадцать пять раз принадлежала албанцам,естественно мусульманам,что как пишет Евтич противоречило тезису о том,что якобы албанцы были оккупированны османской империей.
Согласно Евтичу сама роль албанца Али-паши Тепейлини описанная в книге французского автора французского автора Виктора Берарда(“La Turquie et le hellenisme contemporaine”.Viktor Berard.Paris.1893)в походах против своих православных сонародников на город Москопье на юге Албании достаточно серьезный аргумент против данного тезиса.К тому же,согласно Евтичу и советский историк Л.Н.Котлов в своей книге „Становление национального освободительного движения на арабском востоке“(Москва.1975 год) отмечал важную роль албанцев в завоевательных походах турок.Али-паша Тепейлини как раз силами албанцев-мусульман подавлял сербские восстания против Порты,тогда как другой албанец Хуршид-паша также силами албанцев-мусульман подавлял восстание греков.
В самом Косово и Метохии албанцы стали массово селиться лишь после выселений в 1690 и в 1737 годах отсюда сербов после неудачных для них австро-турецких войн.Тогда Османская империя преследовала всех христиан,считая их пособниками австрийских войск и так как пишет Миролюб Евтич в Среме существует село Никинци,основанное бежавшими в 1690 году албанцами католиками из племени Клементи.Земли бежавших христиан,по законам Османской империи передаваться могли только мусульманам и соответственно практически все пересилившиеся тогда албанцы были мусульманами.
Всилу этого и главной оккупационной силою Османской империи были албанские феодалы-мусульмане и согласно переписи 1884 года в Косово проживало лишь 3% турок,черкессов,цинцаров и евреев.тогда как основную массу составляли сербы и албанцы(„Зулум у косовском вилајету“.Бранко Перуничић.“Борба“.12.09.1988).
Раз как пишет Вирон Кокa(“L’ideologie reactionaire du clerge dans l’annes 30 du 20 siecle”.Viron Koka) в самой Албании тамошнии феодалы-аги поступали со своими крестьянами хуже чем с рабами,то тем более жестоким образом они обращались в Косово с подчиненными им сербскими крестьянами,массово бежавшими от подобного обращения либо вынужденными принимать ислам,а со временем и усваивать албанский язык.чему пример Дреница где до конца 20 века албанских топографических названий почти не встречалось.Евтич пишет что в созданной в 1878 году Призренской лиге были одни албанцы-мусульмане и она как и созданная позднее Печкая лига была связанна с официальным Стамбулом(„La Ligue albanaise de Peje(1899-1909)Kristaq Prifti.“) .К тому же на тот период у султана Абдул-Хамида и сама гвардия значительной частью состояла из албанцев.Согласно книге Миролюба Евтича „Шиптари и ислам“ одним из ведущих участников революции „младотурок“ был был офицер турецкой армии-албанец Ниязи Ахмет-бег ,албанец из Ресны,и как раз албанцы и составляли большинство в его подразделении.
Сами албанцы решили создавать свое национальное государство лишь тогда когда,стало очевидно что Османская империя движется к краху и при этом стала очевидной поддержка Австро-Венгрии и Великобритании проекту создания независимой Албании.Однако и тогда албанцы эмотивно оставались привязанными к Турции,и так например в 1914-15 годах в Албании в ходе восстания сельских масс албанцев-мусульман во главе с Хаджи Чамилом,одним из требований повстанцев было воссоединение с Турцией.
Появление коммунистической идеологии самый серьезный удар нанесла как раз по христианству в албанской среде.
Согласно книге Евтича,один из высокопоставленых функционеров коммунистической партии СФРЮ Владимир Дедиер описывая историю появления албанского коммунистического движения в Албании,писал что первая коммунистическая группа была созданна на юге Албании в городе Корчу в 1928 году,на базе националистической организации „Члирими национал(Национальное освобождение)“.Тогда согласно Миролюбу Евтичу руководили этой группой выходцы из православной общины юга Албании во главе с Костой Дзодзе.Единственным влиятельным мусульманином был выходец с Косово(из города Печ) Али Кельменди,однако именно он был отправлен по каналам Коминтерна в СССР,и как пишет Евтич по возвращению отуда привлек в партию большое число албанцев-мусульман,в том числе и Энвера Ходжу.
В это же время в Скадаре возникла и другая коммунистическая группа в Скадре во главе с Зефом Мали,в которой большинство составляли албанцы-католики.Слиянием этих двух групп в 1941 году ,при поддержке Коммунистической партии Югославии и была созданна коммунистическая Партия труда Албании.Очевидно что по указанию Иосипа Броза Тито,прекрасно разбиравшегося в тогдашних албанских делах,руководителем Партии труда был избран Энвер Ходжа принадлежавший к мусульманской общине Албании.Ходжа партию стал перестраивать исходя из принципов преданости ему самому и закономерно,что отдавал предрочтение кадрам из его мусульманской общины,тогда как старые кадры уничтожались им в привычных революционных чистках. При этом в таких чистках ключевым фактором был поиск „зарубежных врагов“,каковыми в первую очередь считались Ватикан и Греция.Так согласно книге Миролюба Евтича „Шиптари и ислам“ Энвер Ходжа считал многих албанских католиков своими врагами,отмечая в частности роль „Албанского обьединения“ в Скадре,в котором как считал Ходжа основу составляли агенты итальянской тайной службы.Как раз по инициативе Энвера Ходжи в 1951 году католики Албании были выведенны из подчинения Ватикану.Также,согласно Евтичу и в среде православных албанцев велись постоянные поиски агентов „империалистической Греции“.Так же как согласно Евтичу в рядах албанских коммунистов деление по религиозным общинам сохранилось и при Ходже то хотя среди албанской интелигенции процент христиан достигал 50%,у руководства находились в основном албанцы-мусульмане.
Как пишет Богумил Храбак в книге „Арбанасы-католики и Призренская лига 1878-1881“( „Арбанаси-католици и Призренска лига 1878-1881“.Богумил Храбак.Историјски институт у Београду.1980 г.) албанцы католики никогда не хотели принять как свое национальное движение албанских мусульман.В приведенных Миролюбом Евтичем источниках („Римска курија и јужнословенске земље од 16-18 векова“.Јован Радоњић.Београд.1950 година и „Списи тајног ватиканског архива 16-18 векова“.М.Јачов.Београд.1983) приводятся сообщения римокатолической церкви о преследованиях и убийствах христиан-католиков своими мусульманскими сонародниками.Сами католики согласно приводимому Евтичем автору Вирону Кокa(“L’ideologie reactionaire du clerge dans l’annes 30 du 20 siecle”.Viron Koka) считали своих исламских сонародников-ордой примитивных азиатов,лишенных национальных чувств и недостойных быть частью албанской нации.
Албанские коммунисты постоянно повторяли что священики и ходжи поделили албанский народ и Энвер Ходжа был одним из самых последовательных врагов религии во всем коммунистическом движении,постоянно заявляя о том что религия главный источник войн в мире.Однако c началом «антифашистской» борьбы албанских коммунистов главный удар пришелся как раз по католической церкви,как пособникам Гитлера и Муссолини,а затем,с победой коммунистов и с закономерным началом новой(ибо поиск внешних врагов являлся основой политики Энвера Ходжи) уже «антиимпериалистической» борьбы против Греции и по православной церкви,как пособнику мирового империализма.
Согласно книге „Шиптары и ислам“ Миролюба Евтича православные в Албании в своем большинстве были настроенны прогречески,что вызывало раздражение их мусульманских сонародцев,настроенных протурецки.Энвер Ходжа после прихода к власти закономерно вступив в конфликт с „империалистической“ Грецией тем самым и начал гонения против многих греков и православных албанцев.При этом как пишет Миролюб Евтич в книге „Шиптары и ислам“ хотя в 30ые годы в Албании согласно статистике проживало около 400 тысяч греков, официальная статистика социалистической Албании 80ых годов о них умалчивает,хотя по мнению Евтича,опиравшегося на греческие источники греков в Албании 80ых годов насчитывалось 35 тысяч,тогда как македонцев по его мнению в Албании проживало до 80 000.
Энвер Ходжа вызвал и войну в Косово,вступив в конфликт с Иосипом Брозом Тито в 1948 году,поддержав Сталина. Еще в ходе конфликта „Инфорбюро“ Энвер Ходжа сделал обращение в ЦК ВКП(б) СССР в котором то что Косово оказалось в составе СФРЮ назвал несправедливостью и потребовал его присоединения Албании.Энвер Ходжа и задал новый импульс албанскому национализму в Косово и Метохии да и во всей Югославии,и одобрил программу подержки албанских националистов в СФРЮ государственными органами Албании.в том числе и оружием. Еще в годы Второй Мировой войны по личному распоряжению Энвера Ходжи,представитель албанских коммунистов Имер Дишница подписал договор с руководством проитальянских албанских балистов,несмотря на сопротивление Косты Додзе,одного из ведущих членов руководства албанских коммунистов.Как писал Арсо Милатович в номере от 10го мая 1988 года в газете „Борба“(„Познајемо ли албанце“.Арсо Милатовић) албанцы участвуя в партизанском движении Иосипа Броза Тито считали что Косово после победы будет передано Албании.Не случайно что несмотря на очень жестокие меры тогдашнего начальника управления государственной безопасности-ОЗНА-Ранковича.последняя вооруженная группа албанских балист была разбита на Дренице в 1956 году.В силу этого сам Энвер Ходжа,согласно Евтичу был не только коммунистом но и албанским националистом,что впрочем легко видится из его трудов.При том согласно Евтичу созданная при Ходже идеология албанского национализма,базировалась на взглядах на историю Албании свойственных албанцам-мусульманам.Также и внешняя политика „атеистической“ Албании строилась на тесном союэе с „братскими“ арабскими народами.Немаловажно заметить,что Турция даже подобную социалистическую Албанию считала своим союзником в Европе.Как пишет Миролюб Евтич в Албании христиане потерпели самый большой ущерб от атеистической борьбы Энвера Ходжи.Практически та неумолимая борьба,которую вели албанские коммунисты против религии,закрывая церкви и мечети и превращая их в склады а то и в туалеты,и расстреливая тех священиков которые крестили детей(случай католического священика Штефана Курти),привела лишь к одному-к тому что народ лишенный религиозных законов,оказался преданным идеям самого примитивного шовинизма.Закономерно что ислам в котором изначально,понятие святости отсутсвует, куда быстрее востановил свое влияние на массы,нежели христианство требовавшее в таком случае глубокое внутренее покаяние и перерождение.Тем самым в волне албанского шовинизма,поднявшейся в Косово во времена комунизма при подержке атеистической Албании,была вина самих албанских коммунистов.Закономерно что в условиях разгрома церкви,“сторониками прогресса“, эту волну со временем оседлал ислам,пользовавшийся подержкой на международном уровне и в котором моральные дилемы не играли особо важной роли.
Tags: Косово и Метохия., албанские боевики, ислам в бывшей Югославии, исламский фундаментализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments