Олег Валецкий (prom1) wrote,
Олег Валецкий
prom1

Categories:

О истории семи Вселенских соборов.



Весьма поучительна книга «Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями» (Москва 2000 год) переведенная на сербский язык и изданная в 2004 году в Белграде(«Седам стубова премудрости».Перевод Младена Стояновича. «Неаника»).В данной книги описывается прцесс борьбы православия против расколов вызывавшихся различными ересями.Ныне забывается что история этого процесса имеет интерес не только для богословов,но и для политологов,ибо в то время,ключевые вопросы политического развития Византийской империи(по крайней мере ее раннего периода,ознаменованного «Великим расколом» 1054 года и победы турок над византийскими войсками в битве под Маджикертом в 1071,решались как раз внутри церкви.
В Византийской империи церковь стала своеобразным духовным каркасом общества.и с ее потресениями,потрясалось и само государство.
Так ересь Ария пораженная на Первом Вселенском соборе(325 год) в Никее,созванным императором Константином,потрясла только созданную православную Ромейскую империю,и способствовала тем самым последующему возвращению язычества в лице Юлиана Отступника,что повлияло как на внутриполитическую ситуацию в Риме,так и на ее внешнеполитическое положение,в частность начало войн против Персии,где христианстов начало приобретать влияние.
При этом показательно что источниками ересей стали не тогдашние «безбожники»,что и закономерно,но патриархи,епископы и монахи,иные из которых претендовали тогда на авторитет «провидцев» и «духовных» наставников,и которые с сознанием полной правоты ставили православную церковь на край пропасти.
Так ересь несторианства,была зачета тогдашним Константинопольским патриархом Несторием,который начав свое восшедствие на престол патриарха борьбой против еретиков.сам вскоре стал еретиком,разбитым святым Кирилом Александрийским на Третьем Вселенским соборе в Эфесе(430 год)созванном императором Феодосием Вторым.
Ересь Нестория увлекла византийские провинции в Азии,Понте и Сирии,и их влияние было своеобразным политическим катаклизмом.
При этом ереси ,а по сути политические движения той поры ,вовлекавшия в свои ряды десятки и сотни тысяч людей,были согласно нынешним политическим определениям как левого так и правого толка.
Типичный тому пример история ереси монофизитов(это современные армяно-григорианская,сирийская(иаковитская),эфиопская и коптская церкви).
Источниками той ереси был игумен одного из важнейших столичных монастырей Евтих,бывший одним из главных участников борьбы против тогдашних «либералов»-несториан.Раздраженный попытками святого патриарха Кирила Александрийского возвратить в церковь часть несториан,в первую очередь патриарха Антиохийского Йована вместе со многими его епископами,сам Евтих,после смерти святого Кирила,вызвал ересь «одной природы Иисуса Христа,после воплощения» .Евтих и подержавший его патриарх Александрийский Диоскор за которым выступила и большая часть тогдашней церкви в Египте были тогдашними «консерваторами»,условно выражаясь,но этот консерватизм их привел к ереси.При этом несмотря на усилия тогдашнего архиепископа Константинопольского Флавиана,Евтих не был полностью поражен на соборе в Константинополе в 448 году,и получив подержку влиятельного при дворе императора Феодосия Второго евнуха Хрисанфия,смог провести в своей организации собор в Эфесе в 449 году(данный собор тогдашний риский папа святой Лев Великий назвавший разбойничьим),где ему удалось одержать временную победу над сторониками православия,хотя вне всякого сомнения на тот момент Евтих,Диоскур и их стороники сябя как раз и считали истинно православными.
Хотя в конечном итоге ересь монофизитсва и была пораженна на Четвертом вселенском соборе в Халкидоне(451 год) созванного императором Маркианом,она привела к тому что Египет,Армения,Колхида и Сирия оказались две сотни лет лет во многом неподконтрольными императорской власти,так как многие представители тамошней знати,являвшейся одновременно политической элитой,оказались приверженнцами данной ереси.
Сразу после Халкидонского собора монах Феодосий,оставшийся монофизитом поднял в Палестине востание,перекинувшееся и на Египет.Отряд царских воинов в Александрии был окружен воставшими и уничтожен.Патриарх Протерий заменивший Диоскора на посту Александрийского патриарха был изгнан,а в ходе следующего востания(457 года) был убит.Его на силу заменил монофизит Тимофей Элур.Император Лев обратился к руководству церкви расмотреть возможность униии с монофизитами,однако православная церковь отказалась идти на примерение с ними.Новый патриарх Александрийский Тимофей смирил страсти в Египте,однако тут началось востание в Сирии.Там престолом Антиохийского патриарха на силу завладел Петр «Суконщик»,которому удалось получить подержку нового императора Василиска(474-476 гг) Этот император заставил часть епископов послание которым отвергался символ веры из Халкидона.Свергший его Зенон ставший императором в целях поиска компромиса заставил православных и монофизитов пойти на унию,своим указом- «генотиконом» от 482 года.
Римский папа отказался признавать этот указ и вследствии этого 35 лет общение между западными и восточными частями церкви было приостановленноюВ Египте существовало два патриарха-православный Иоанн и монофизитский Петр.с тем что часть монофизитов отказавшихся признавать «генотикон»,отказались признавать и своего патриарха Иоанна,образовав собственную партию «акефалов» (безглавых).В Сирии сменивший Петра «Суконщика» партию монофизитов возглавил епископ иерапольский Филоксен,а к нему в 513 году присоединился патриарх Антиохийский Север.Православии в Сирии подвергалось постоянным преследованиям.В тоже время в Константинополе население подержало в своем большинстве православную партию Константинопольского патриарха Македония.заставив императора Анастасия возвратить Халкидонский символ веры. И в 519 году ,наследник Анастасия Юлиан по соглашению с римским папой Ормиздом символ веры из Халкидона был возвращен.
Вожди монофизитов бежали в Египет где к тому времени произошло разделения монофизитов на партию севериан,допускавших что плоть Иисуса Христа до восресения была тленной и на партию юлианистов(их главой был епископ галикарнаский Юлиан) утверждавших что плоть Иисуса Христа нетленно с самого своего воплощения.В дальнейшнм среди монофизитов появились партии ниобитов и тетрафеитов,а седьмом веке из монофизитства изросло течение монофилитства(чьими наследниками стали морониты в Ливане).Практически монофизитство превратилось в типичную секту со множеством течении единых только в неприятии православной церки а соответственно и императорской власти.
Закономерно что охваченные монофизитством области Египта,Сирии,Киликии,Нубии и Аравии были потресаемы постоянными смутами и востаниями.
Роковым обстоятельством стала роль императрицы Феодоры ставшей им активно помогать,и даже добившейся восшедствия на престол римского папы монофизита Вигилия и которая по мнению историка А.В.Карташова «исскуственно размножила монофизитские хиротонии и прямо создала и укрепила историческое существование монофизитских церквей,вплоть до наших дней»..
Практически монофизитство стало удобным средством для всех тех кто не хотел подчинятся авторитету церкви и власти в Константинополе,так что Египет и Сирия через монофизитство стали открыто прояалять свои стремления к сепаратизму.
Новая ересь монофилитов об «одной воли Иисуса Христа»,вызванная настояниями византийского императора Ираклия примирится с многочисленными монофизитами(в Египте тогда на 300 000 православных было 5-6 милионов монофизитов) еще больше усугубила положение.
Все это незамедлило сказаться и на ходе постоянных войн с соседней Персией, незамедлившейся воспользоваться раздором в рядах своего неприятеля-Византии и захватившими в 614 году Иерусалим,священный для христиан город.
Возвращение Иерусалима под власть Византии уже не могло тут что то изменить,так как ни падение Иерусалима не могло заставить многочисленные партии монофизитов и монофилитов пойти на примерение с православной церковью.

В то время арабы и начали свое наступление на Византию захватив в 638 году Иерусалим.
Императорской власти надо было использовать все силы для борьбы против них.Всилу этого ересь «монофилитства» была официально провозглашенна православием и государственной религией укзом императора Ираклия и была подержанна Константинопольским патриархом Сергием и патриархом Александрийским Киром.Большая часть церкви ее подержало.Главными ее противниками выступили патриарх Иерусалимский святой Софроний,Римский папа святой Мартин и игумен одного их константинопольских монастырей святой Максим Исповедник.
В борьбе за унию «монофилизма» император Ираклий применял и войска ,посланные им в Рим для ареста Максима Исповедника.
В этой борьбе многие противники монофилитства,в том числе и Максим Исповедник были погубленны от стороны тех кто тогда себя и считал истиными защитниками православия.
Лишь стараниями императора Константина Погоната и патриарха Константинопольского Теодора на Шестом Вселенском соборе в Константинополе(680 года) ересь монофилитства,длившаяся полвека была разбита а вождь партии монофилитов -тогдашний патриарх Антиохийский Макарий,виновный в поделке документов Пятого Вселенского собора,был подвегнут анафеме.
Наконец ересь «иконобоства» императора Льва Исаврийца(717-741 года) была новым потресением для Византийской империи,целых полвека,и была окончена лишь победой православия на Седьмом Вселенском соборе в Никее в 787 году созванном императрицей Ириной.
Тем самым поражения византийских войск в войнах с арабами,обусловленно было наличием в Византийской империи большой общины монофизитов враждебных императорской власти,так что арабы захватывали Египет,Палестину и Сирию,во многом потому что императорская власть не имела там подержки населения,большинство которых уже не было православными,а еритиками различных направлений.
Если взглянуть на данный вопрос материалистически,то решением было бы создание любой ценой единой цервви.но с православной точки зрения исходящей о главенстве царства небеского над царством земным,приоритет имела верность интересам первого а не последнего царства.
Это достаточно сложная дилема,однако стоит заметить,что единство религии огнепоклоничества в Иране,мало чем помогло в борьбе с арабами,да отсутствие религиозных проблем в Индии,ничем не воспрепятствовало аналогичному наступлению ислама.К тому хорошо известно что насильственное единства не производит той силы духа которая характерна для идеологии в чью истиность твердо убежденны ее последователи.
В конце концов и сами арабы,в 19ом веке были легко покоренны европейскими армиями,несмотря на то что большинство из них были мусульманами сунитского толка.
Все таки материализм в религиозных вопросах вещь противоестественная.
Однако в любом случае является кто либо материалистом или верующим,сама история семи вселенских соборов будет ему полезна,в том числе в отношении понимании политических процессов в Византии или Ромейской империи.Данная империя все таки являлась для России образцом устроения в политическом и духовном отношении веками,и соответственно понимание ее истории,полезно для понимания истории России.
Tags: Православие, Религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments