“Начало XX столетия ознаменовалось чрезвычайно важным и в высшей
степени знаменательным движением в области вселенской церковной религиозной
мысли, которое на короткое, правда, время поразило общественное внимание
даже современного мира, вообще мало склонного к углублению в вопросы религии
и Церкви и в соотношение их к запросам и ожиданиям человеческого прогресса и
цивилизации. В самый разгар увлечений мнимыми победами культуры, когда
вдумчивому наблюдателю стало достаточно ясным стремление оматериализованного
человеческого духа поставить свой престол наравне с Божиим и стать равным
Всевышнему, когда даже в России, избравшей Божественное Откровение Христа в
руководство для своей государственной жизни, стало заметным, а теперь едва
ли и не преобладающим, торжество антихристианского духа, когда даже в ней
стало возможным преклонение целой массы поклонников пред Львом Толстым{3},
как пред кумиром и "единым истинным христианином": в это самое время
раздался вещий глагол Вселенской Церкви, призывающий путем пересмотра и
определения своих верований к устранению из них всего самоизмышленного и на
почве истины к соединению всего христианского мира в одно необоримое
духовное стадо. Так в 1901-м или 1902-м году Константинопольская Вселенская
Патриархия возбудила вопрос о том, нет ли уже достаточно подготовленной
почвы для признания православия старокатоликов. В свою очередь, Англиканская
Церковь также проявила усиленную деятельность в тех же интересах церковного
объединения. С особенной же силой это стремление к единству сказалось в
Американской Епископальной Церкви, выразившись в записке ее представителя,
епископа Графтона, посетившего Россию в 1903-м году.
"Кажется, - так писал еп. Графтон в этой записке, - если мы не
ошибаемся, ныне вместе с возвышением духа ревности к Церкви, у всех христиан
возрастает желание сблизиться между собою, и это в такое именно время, когда
стали яснее обнаруживаться многообразные козни Сатаны, и возможно уже стало
видеть знамение Сына Человеческого, предреченное Спасителем мира".
В развитие идеи сближения христиан всего мира между собою и соединения
Церквей в Единую Вселенскую Церковь, в Англии в 1905-м году была учреждена
"Уния англиканской и восточно-православной Церквей", с 1907-го года имеющая
свое отделение и в Америке. Председателем этой Унии со стороны православных
в Америке состоит преосвященный Рафаил, епископ Бруклинский, а со стороны
англикан - Э.Паркер, епископ Нью-Гемпширский{4}. Уния эта развивает все
бульшую и бульшую деятельность, и уже видится то время, когда при внешнем
враждебном давлении на христианскую Церковь обе ветви англиканской и
американской епископальной Церквей сольются с Греко-Российским Православием.
Престол католического Рима не только не остался чужд общему голосу
Западной Церкви, но со свойственной ему властностью и резкостью в одной из
папских энциклик, изданных вскоре по восшествии на папский престол Пия X,
высказал и предвидение роковой мировой развязки в лице явления уже
родившегося в мире, по мнению Римского первосвященника, антихриста.
"Внимательный наблюдатель, - так говорит помянутая энциклика, - не
может не исполниться опасения, что уже не далек конец мира, и что антихрист
уже пришел на землю; с такою резкостью всюду попирают религию и борются
против Богооткровенной веры, с такими усилиями стараются порвать какие бы то
ни было отношения человека к Богу. Напротив, - и это по Апостолу признак
антихриста, - человек самого себя поставил на место Бога".
Еще упорствует в надменности своей гордый Рим и в лице князей своей
Церкви еще не идет на соединение с Православным Востоком иначе, как только в
образе лицемерной унии, или не менее лицемерного так называемого "русского
католичества" под главенством "непогрешимого" папы-царя. Но и ветхого Рима
многовековое упорство ломается извне и изнутри под напором торжествующего
масонства, модернизма, мариавитизма и искреннего стремления в лучших сынах
Римской Церкви к познанию истины.
Так недавно принц Макс Саксонский, католический аббат и известный
теолог, в исследовании своем о якобы "схизме" Православной Греко-Российской
Церкви пришел к открытому заключению, что Восточная наша Церковь не
отступила ни от одного из догматов и не привнесла ничего
самоизмышленно-нового в чистоту исповедания Вселенской Апостольской Церкви.
Таким образом, с великою радостию для православно-верующего сердца
надлежит отметить, что все подразделения и ветви христианства, в которых
сохранилась и еще горит священная искра искания чистой христианской истины,
обращают свои взоры и упования на наш Православный Восток, сохранивший в
себе во всей полноте всю чистоту первоначальной соборно-апостольской истины
и не допустивший в свои недра ничего из новшеств Церквей Запада. И в то же
время с любовию и вместе со страхом, умеряемым христианскую церковную
истину, ближайшею своею целью поставляет найти пути к объединению в
Православной всех ветвей Вселенской Христовой Церкви, основанием к тому
выставляя чаяния предреченного Спасителем явления знамения Сына
Человеческого, опасение близкого конца мира и явления миру антихриста вкачестве беззаконного вершителя судеб отступившего от Бога человечества.”